Чем различается поведение животных и человека

Содержание

Чем достоверно различается поведение животных и человека?

Чем достоверно различается поведение животных и человека?

Единственным поведенческим актом, безусловно и однозначно отличающим человека от животных, является способность к осознанному самоубийству. Все известные случаи самоубийств животных (например массовые самоубийства леммингов в ходе миграций) не являются осознанными. Такое стало возможным из-за сниженной примативности человека, и соответственно, его повышенной способности поступать вопреки инстинктам.

Все остальные поведенческие акты, приписываемые исключительно человеку, например проявления абстрактного мышления (!), на деле в той или иной степени наблюдаются и у других животных; в этом смысле различия между человеком и животными количественные а не качественные. Кроме человека, акты абстрактного мышления наблюдаются чаще всего у шимпанзе (что закономерно), но не только у млекопитающих; у птиц (особенно – врановых) тоже наблюдаются его проблески.

Читайте также

Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных

Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных Передача мыслей на расстоянии от человека к человеку, называемая телепатией, берет начало от спиритов, которые после выяснения вопроса о так называемом чтении мыслей при посредстве осязания, открытом впервые

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ У животных репродуктивное поведение образует цикл последовательных инстинктивных реакций, обусловленных внутренней мотивацией и внешними стимулами. Под влиянием внешнего фактора (например, определенной длины светового дня) или

Филогенетическое наследие и половое поведение человека

Филогенетическое наследие и половое поведение человека Сближению полов в природе обычно предшествует специальная программа узнавания представителей противоположного пола. Если что-то не получается – для обеих сторон это сигнал: что-то не так, или вид не твой, или

Брачное поведение человека

Брачное поведение человека Интересно отметить отличия в организации брачной жизни человека от эволюционно близких к нам человекообразных обезьян. Все понгиды спариваются редко и нерегулярно. Самцы у них неревнивы и не заботятся о самках и детенышах. У самок общей

Психика и поведение человека – эволюционный подход

Психика и поведение человека – эволюционный подход Эволюционный критерий психики подразумевает ее адаптационную роль в эволюции, неразрывную связь с поведением, филогенетическую детерминированность.Если на ранних этапах антропогенеза эволюция психики человека не

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА НА ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА НА ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Дрессировщикам и любым владельцам домашних животных известно, что наши меньшие братья относятся к разным людям по-разному. Они узнают и приветствуют людей, с которыми часто встречаются, а к незнакомцам относятся

11.4. Поведение человека

11.4. Поведение человека Высшие животные часто ведут себя более гибко, чем низшие животные. Однако эта гибкость ограничена ранними стадиями поведенческого ряда, и особенно начальной фазой, обусловленной потребностью в пище; более поздние стадии, и в частности акт

Врожденное и приобретенное поведение животных

Врожденное и приобретенное поведение животных Роющие осы Мы все хорошо знакомы с осами; во множестве они вьются вокруг спелых фруктов, атакуют сладости, когда мы празднуем на открытом воздухе свой день рождения, и, что особенно неприятно, умеют очень больно жалить. Всю

Доэволюционные взгляды на поведение животных (XVIII в.)

Доэволюционные взгляды на поведение животных (XVIII в.) После тысячелетнего застоя научной мысли во времена средневековья началось возрождение научного творчества, но только в XVIII в. делаются первые попытки изучения поведения животных на прочном фундаменте достоверных

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных Как было показано, инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает, что

Поведение типа А и Б у человека

Поведение типа А и Б у человека Рис. 6.10. Оба персонажа относятся к поведенческому типу А. Хотя радиоведущий из фильма «Пятый элемент» не склонен решать конфликты стрельбой и, более того, откровенно трусоват, он относится к поведенческому типу А, как и герой Брюса Уиллиса.

Половое поведение и эволюция человека

Половое поведение и эволюция человека Изучение полового поведения приматов представляет интерес в аспектах эволюции человека. Некоторые авторы исходили из неверных представлений о подавляющей роли секса и неупорядоченных половых отношениях у обезьян и переносили эти

Источник

Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология

Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Читайте также:  Эвентус плюс корма для животных

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Источник

Этология. Особенности поведения человека и животных

Исследование поведения человека показывают, что оно в основном определяется генетическими особенностями и только часть признаков определяется культурой, образованием, воспитанием. То есть поведение человеческого индивида не выходит за рамки своего вида, как и у всякого филогенетически сложившегося вида.

Ученые ищут общее и различие в человеке и животных. Сходства человека и животного определяются следующими признаками:

1) вещественным составом, строением, поведением организмов;

2) человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция живого;

3) у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важнейшие функции у животных: копчик, аппендикс, волосы и т.д.;

Отличия человека и животного:

1) человек обладает разумом, т.е. он способен к понятийному, абстрактному мышлению. Чем выше эта способность, тем выше интеллект человека;

2) человек обладает речью, т.е. общение происходит с помощью слов, знаков – это видовой признак человека;

3) способность к труду. Только человек способен изготавливать и использовать орудия труда. Животное приспосабливается к окружающей среде, а человек приспосабливает ее к себе, т.е. преобразует.

Таким образом, очевидно, что различия имеют социальный характер.

Наука о поведении животных называется этологией.Основы этологии были заложены в начале 30-х годов ХХ в. выдающимся австрийским биологом Конрадом Лоренцем. Этология изучает поведение животных преимущественно в свободных условиях. Исследования показали, что животные рождаются с заданными формами поведения – инстинктами. Инстинкт – это единица поведения, определяемая генотипом. Инстинкты специфичны для каждого вида и в процессе эволюции могут совершенствоваться. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют 4 вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Изучая животных, Лоренц вывел ряд врожденных запретов, которые не позволяют выполнять обычные программы поведения при общении с себе подобными. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения вида. Важнейшими из этих запретов являются следующие:

2. Нельзя нападать неожиданно и сзади без предупреждения и без проверки!

3. Нельзя применять убийственный прием в драке со своим!

4. Нельзя бить того, кто принял позу покорности!

5. Победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свое жилище, самку, детеныша, почти всегда выигрывает в конфликте.

Особенности социального поведения животных обусловлены тем, что их социальное поведение – не случайность, а эволюционный механизм, возникновение которого определяется преимуществами общественной жизни. Социальные группы могут состоять из двух особей и до нескольких тысяч у насекомых. Анонимная стая – простейшая форма семьи. Безличная семья – замена одного члена семьи на другого остается не замеченной. Личные семьи – лебеди, дикие гуси. Иерархические группы: пчелы и термиты.

Данные этологии показывают, как много сходств у человека с животными. Однако на основании аналогий между поведением животных и человека делаются различные выводы:

первая точка зрения К. Лоренца: человек по происхождению животное и обладает всеми его свойствами, включая биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Эта позиция находит свое выражение в социобиологии, согласно которой в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры. Образ жизни человека определяется его генами.

вторая точка зрения Вальтера Холличера: человек качественно отличается от животного, и поэтому распространять закономерности животного мира на человеческое поведение неверно и бесперспективно.

Уместно здесь вспомнить древнекитайскую мудрость: не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях.

С точки зрения социобиологии сложные поведенческие программы, при­сущие животному миру, следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь большинство признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитани­ем, образованием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс пе­редачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это его поведение. Социобиологи, исследуя человеческое поведение, доказывают, что все наше поведение в значительной степени биологично.

Отвечая на вопрос о происхождении человеческой морали и высказывая гипотезу о ее биологической природе, этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

В качестве примера наличия некоторых «социальных» чувств часто приводят собаку. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши правила, которые ей исходно совершенно чужды – понятливость и послушность. Мы называем собаку другом человека. Некоторые люди спокойно ос­тавляют ребенка на попечении своей собаки, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого и сильного человека. То есть люди доверяют ей. Дове­ряют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.

Читайте также:  Чешские корма для животных

По мнению Конрада Лоренца, у животных есть мораль, это – создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные про­граммы поведения в некоторых случаях, возникающих при общении с себе подобными. Так как полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и прочее), в осо­бых случаях, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный самой природой механизм торможения. Социобиологи находят аналогии в культурно-историческом развитии человеческого общества: важнейшие требования всех моральных заповедей – это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение людей и придают им моральную оценку. Все эти врожденные запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения и выживания вида. Как видим, с точки зрения социобиологов, человек – это животное. Поэтому необходимо понять, что социальное поведение людей диктуется не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему подчиняется еще и тем закономерностям, которые сложились филогенетически, и мы можем хорошо их узнать, только изучая поведение животных. Многие в высшей степени сложные формы поведения – влюбленность, дружба, ревность, скорбь, власть – своими корнями уходят в биосоциальную эволюцию, поэтому правомерно говорить об аналогиях между биологическими и социальными свойствами в сообществах высших животных и человеческого сообщества.

Основные понятия темы:

Антропогенез –процесс происхождения человека.

Здоровье – 1)нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять материальные и духовные потребности.

– 2)это количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохра­нении качественных пределов их функций.

Ортобиоз –правильный образ жизни.

Работоспособность –этовозможности организма при выполнении работы поддерживать структуру и энергозапасы на заданном уровне.

Отражение –это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия.

Сознание –это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира.

Внимание –это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент.

Память– это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию.

Воля –это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Эмоции это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Речь –исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков.

Этология –наука о поведении животных в естественных условиях их обитания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Поведение животных и поведение человека

Всеобщей характеристикой живых существ является активность, обеспечивающая связь с окружающим миром. Источником активности живого существа являются его потребности, т.е. состояние живого существа, порождающее активность, нужда в чем-либо. Результатом активности и человека, и животного является поведение.

Поведение – это извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая так же и состояние неподвижности.

Оно представляет собой систему последовательно выполняемых действий. Благодаря поведению живой организм достигает цели.

Источниками поведения являются:

— психические побудители, т.е. те, которые регулируют и отражают внешний мир,

— исполнительные (т.е. внешние), приближающие или удаляющие организм от определенных объектов.

Форм поведения животных имеется довольно много, но выделить стоит три их них: инстинктивное поведение, научение и рассудочные действия.

Инстинкт (дословно – побуждение) – это генетически закрепленная форма поведения, общая для всех представителей данного вида. Инстинктивные действия обычно разделяются на две фазы: 1) Поисковая или подготовительная. Она больше учитывает изменения окружающего мира и может меняться от животного к животному; 2) Завершающая, консервативная. Она всегда одна и та же.

Научение –это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Т.е. на уровне онтогенеза каждый приобретает собственный опыт.

В условиях общения животные научаются с помощью подражания младшего старшему. Такое научение называется викарное. Особой формой научения является запечатление, или импринтинг. Это специфическая форма научения животных, при котором в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие к активности, действию, некоторые врожденные поведенческие акты. Лучше всего это демонстрирует реакция следования, например утят за первым попавшим в их поле зрения сразу после рождения движущимся объектом.

Интеллектуальные формы поведения животных. Это высший тип поведения животных.

1) Присутствует у обезьян и дельфинов как основной, ведущий. Им доступно объединение сформированных навыков в новые комбинации в связи с изменением среды.

2) Они могут устанавливать связи между различными формами предметов, пространственную связь между предметами.

3) Способность высшими животными решать двухфазные задачи.

Понятие и структура деятельности

У человека активность протекает в трех формах: а) в форме деятельности; б) в форме поведения, не равному поведению животных и в) в форме созерцания (С.Л.Рубинштейн).

Активность человека с самых ранних лет регулируется требованиями общества. Эта форма активности, этот тип поведения называется деятельностью.

Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Отличие деятельности человека от активности животного.

1.Деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер.

У человека использование предмета как орудия для достижения желаемого результата в фазе его создания может быть удалена во времени от использования этого орудия, в отличие от животных.

2.Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры.

3.Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

4.Человеческая деятельность есть продукт истории, а активность животных – результат их биологической эволюции.

Читайте также:  У какого животного 100 хромосом

5.Предметная деятельность людей формируется и развивается в обучении и воспитании. Активность животного обусловлена генотипически.

Психологические черты деятельности.

1. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность – это толчок, а формы и содержание деятельности определяются общественными условиями. Содержание деятельности человека определяется не потребностью, а целью. Цель управляет деятельностью.

2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.

3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.

Чтобы говорить о деятельности человека, необходимо выявить у человека наличие сознаваемой цели. Сознавание цели – ее необходимый признак. Когда этот признак отсутствует, имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Часто носит эгоистический характер (при аффекте, гневе, страсти). Импульсивность поведения не означает его бессознательности. Здесь сознается только личный мотив, а не его общественное содержание, воплощенное в цели. Бессознательное поведение – это импульсивные реакции, основанные на рефлексах, инстинктах, чаще инстинкте самосохранения.

От понятия «деятельность» необходимо отличать понятие «поступок». Это действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Основные характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Это может быть материальный предмет, могут быть знания, умения, навыки, мысль, идея, теория, произведение искусства.

Иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Одна и та же цель может порождаться различными мотивами, а одни и те же мотивы могут формировать у разных людей различные цели деятельности.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Для трудовой деятельности – это материальный продукт, для познавательной – информация, для учебной – знания и т.д.

Основными составляющими структуры деятельности являются действия и операции. Действиями называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия, характер которой зависит от условий выполнения действия, имеющихся умений и навыков, наличия средств осуществления действия. Пример: запись информации – действие одно, а операция у каждого человека своя.

Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Структуру деятельности можно представить в виде лестницы, спускаясь по ступеням которой человек эту деятельность и осуществляет: цель – частные задачи – действия – движения – элементы.

И последняя характеристика деятельности – средства. Это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к повышению ее продуктивности.

В ходе развития деятельности может изменяться мотивация. Так же может действие выделиться из деятельности и превратиться в самостоятельную деятельность.

Компоненты деятельности: внутренние и внешние. Внутренние – анатомо-физиологические и психологические процессы и состояния. Внешние – движения. Их соотношение не постоянно. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении затруднений в деятельности, когда нарушаются какие-либо компоненты, происходит обратный переход – экстериоризация: автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутреннее вновь сознательно контролируемым.

Основные виды деятельности

Есть основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это – общение, игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.

Игра– это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.

1. Индивидуальные и групповые.

2. Предметные, т.е. включающие в игровую деятельность какие-либо предметы.

3. Сюжетные – разворачиваются по определенному сценарию.

4. Ролевые – где поведение человека ограничено определенной ролью, которую он играет.

5. Игры по правилам – те, которые регулируются определенной системой правил.

6.Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и т.п.

Учение– вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Главная особенность учения – оно прямо служит средством психологического развития индивида. Оно может быть организованным и неорганизованным. Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Неорганизованное происходит попутно в других видах деятельности, в том числе и в труде, игре.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).

Человеческая деятельность имеет свое развитие. Одна сторона этого развития совпадает с развитием человечества, с социально-экономическим процессом. Другая – с социализацией личности, т.е. с процессом интеграции растущего человека в действующую систему деятельностей. Ребенок постепенно в процессе своего развития вовлекается в общение, игру, учение и труд. При этом каждый этот вид деятельности также совершенствуется, усложняется.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием, ее объектом становятся новые предметы. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций, они превращаются в умения и навыки. И четвертое, в результате развития деятельности из нее могут выделиться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
CHRISTMASHEAVEN