Чем различается обмен веществ у растений и животных

Метаболизм животных и растений

Все клетки организма, его ткани и органы находятся в состоянии химического и энергетического взаимодействия друг с другом, а также с окружающей организм средой. Обмен веществ (метаболизм) — это совокупность всех химических реакций, протекающих в организме, которые обеспечивают его существование, рост и развитие. Поэтому метаболизм — главный и непременный атрибут жизни. Нарушение процессов метаболизма приводит к различным заболеваниям и даже может вызвать гибель организма.

Питание

Питание составляет важную часть обмена веществ. Питательные вещества, поступившие в организм, используются в качестве строительного материала для производства органических соединений, идущих на построение структур организма или дающих организму энергию. По способу питания все организмы делятся на 2 большие группы.

Автотрофы (растения) могут синтезировать органические вещества (глюкозу и фруктозу) из углекислого газа и воды (кроме них, растениям для построения некоторых клеточных компонентов нужны соединения азота, серы, фосфора и некоторые минеральные вещества). Все остальные организмы — гетеротрофы — получают органические вещества, питаясь тканями других растений или животных.

Пищеварение

Пищеварение — это комплекс последовательных процессов, в которых пища механически измельчается и расщепляется с помощью особых белков, называемых ферментами, до фрагментов, усваиваемых организмом. Последовательность этапов пищеварения обеспечивает пищеварительная система, строение и функции которой у животных связаны с особенностями пищевого рациона. Основные компоненты пищи, расщепляющиеся при помощи ферментов, — белки, жиры и углеводы.

Продуктами расщепления белков являются аминокислоты, жиров — жирные кислоты и глицерин, сложных углеводов — глюкоза. Получив эти исходные материалы, клетки организма могут синтезировать «свои» белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Газообмен

Между организмом и окружающей средой постоянно происходит газообмен. Большинство животных и растений способны жить и развиваться только при наличии кислорода. Энергию, необходимую для жизни, организмы получают в процессе окисления органических соединений кислородом воздуха. В результате появляется энергия, которая запасается организмом, и выделяется углекислый газ, который должен выводиться из организма. Совокупность этих процессов называется дыханием.

В процессе дыхания происходит газообмен у человека и животных, у растений он идет в процессе дыхания и фотосинтеза. Сравнительно просто устроенные организмы дышат всей поверхностью тела, у высших растений газообмен происходит через устьица, расположенные на листьях; у животных развиваются специальные органы дыхания — жабры, трахеи, легкие, стенки которых пронизаны сетью кровеносных сосудов. Кровь доставляет кислород к другим тканям и органам и забирает у них углекислый газ.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) — российский естествоиспытатель, физиолог растений. Он стал широко известен как основоположник учения о фотосинтезе. Фотосинтез — это процесс образования органических соединений из неорганических веществ под действием солнечного света. Он происходит при помощи зеленого фермента — хлорофилла, содержащегося в растительных клетках. В результате химической реакции разложения (фотолиза) молекул воды в атмосферу выделяется кислород. Это так называемая световая фаза фотосинтеза. Второй этап называется темновой фазой и может протекать в темноте. Во время него из углекислого газа и воды образуются органические вещества — глюкоза и фруктоза.

Выделение

Выделение — это процесс освобождения организма от конечных продуктов обмена, чужеродных веществ, избытка воды и солей. Данный процесс играет важную роль в поддержании постоянства состава внутренней среды организма.

У простейших животных продукты распада накапливаются в выделительных вакуолях, а потом выводятся через оболочку клетки.

У многоклеточных животных формируются специальные органы выделения. У позвоночных в процессе выделения участвуют кожа, потовые, солевые железы, почки, желудочно-кишечный тракт.

Источник

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Место урока в разделе: “Жизнедеятельность организмов” 6 класс (авторская программа и учебник Н.И. Сонина):

Урок является завершающим в блоке, посвященном изучению процессов питания, дыхания, выделения и транспорта веществ, обеспечивающих обмен веществ в клетках живых организмов; материал урока позволяет систематизировать знания учащихся.

Цель урока: сформировать понятие «обмен веществ и энергии», показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, взаимосвязь живых организмов в процессе обмена веществ и энергии между организмами и окружающей средой.

— обеспечить в ходе урока усвоение понятий «обмен веществ и энергии», «холоднокровные и теплокровные организмы»;

— обеспечить формирование умения работать индивидуально и в группе, вести дискуссию по теме;

— систематизировать знания по темам «Питание», «Дыхание» и «Выделение»;

— обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

— развитие умения применять новые знания на практике;

— формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

— воспитание осознанной потребности в знаниях;

— совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

— совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

Познавательные: развивать интерес к изучению природы, находить и использовать дополнительную информацию;

Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, учиться самоконтролю и самооценке;

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, доносить свою позицию до других людей;

Личностные: развивать интеллектуальные способности, научное мировоззрение.

урок открытия нового знания.

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Оборудование : ноутбук, учебник, дополнительная литература, листы-карточки для самостоятельной работы.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Будем мир природы изучать, научный кругозор расширять.

2.Актуализация знаний ( звучит музыка «В мире животных).

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, в лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.

Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Читайте также:  Циклоп это ракообразное животное

Давайте поиграем в «биологическое лото». Задание: разделить картинки на две группы: живые и неживые тела. Раздаю картинки (звучит музыка). Проверяем что получилось….

-Почему эти тела можно назвать живыми организмами?

-Что означает слово «организм»? (Это живое существо, способное к самостоятельному существованию.)

-Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? (Живые организмы имеют сходное строение, они питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью). Открываю доску и сопоставляю признаки живых организмов с названными:

Питание Дыхание Подвижность Выделение Размножение Рост и развитие Раздражимость

В каждом живом организме протекают сложные процессы, он поглощает и использует одни вещества, и наоборот выводит в окружающую среду другие вещества.

-Какой процесс происходит между организмом и окружающей средой? (Обмен веществ и энергии).

-Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Обмен веществ и энергии. Откройте тетради и запишите число и тему.

3. Мотивация к изучению нового материала. Внимательно послушайте сообщение и постарайтесь определите цель урока.

Русский естествоиспытатель, Климент Аркадьевич Тимирязев, одну из лекций начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. Каким образом этот луч солнца попал в наш мозг? Итак…

Цель урока : узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой? Как осуществляется обмен веществ между живыми организмами? (Запись на доске).

Задача: ответить на эти вопросы в конце урока.

4.Изучение нового материала

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы предлагаю Вам отправиться в путешествие по живому организму. Помощниками в этом путешествии нам будут животное зайчик и дерево яблоня.

Раздаю схемы для индивидуальной работы (с учетом интеллектуальных особенностей учащихся). Задание:

Каждому нужно ответить на вопрос: Какие вещества поглощают и выделяют живые организмы?

Прочтите текс учебника на стр.77 (2 и 3 абзацы) и заполните свои схемы на листочках (у кого помощник яблоня-схема о растениях, у кого помощники зайчики схема о животных).

(10 мин) Давайте проверим, сначала схемы о растениях, что у вас получилось: Итак, в растительный организм поступают: кислород, углекислый газ, вода и минеральные вещества. Выделяется из растительного организма: пары воды, углекислый газ и кислород.

А в ходе каких процессов эти вещества поступают и выделяются из организма? (фотосинтез, почвенное питание, дыхание и выделение).

Теперь проверим схемы о животных. Какие вещества поглощают и выделяют животные? Животные поглощают: жиры, белки, углеводы, воду, минеральные соли и кислород. Выделяют же они: воду, углекислый газ, непереваренные частицы пищи и продукты распада.

В ходе каких процессов эти вещества поглощаются и выделяются? (питание, дыхание и выделение)

Комментарии: Действительно, животные получают питательные вещества в готовом виде – белки, жиры, углеводы – они имеют очень сложное строение и не могут непосредственно использоваться организмом. Только в результате пищеварения они переходят в более простые соединения, растворимые в воде, и уже в этом виде усваиваются организмом. Затем из них образуются другие сложные вещества, т. е. вещества тела животного.

Проверьте и оцените по трехбальной шкале правильность заполнения своих схем по рисункам в учебнике на стр.78 и 79. Поставте оценку на карточке (от 1-до 3 баллов). Молодцы все справились с заданием.

Одновременно с образованием сложных веществ в организмах идет противоположный процесс – распад сложных соединений на более простые. Это сопровождается выделением энергии, которая расходуется на образование новых веществ, работу внутренних органов, поддержание температуры тела. Таким образом, в организме происходит обмен веществ.

Как Вы думаете, что такое обмен веществ.

В каких информационных источниках можно найти определение обмена веществ.

На партах лежат книги. Задание: найти определение «обмена веществ» и проверить ваши предположения.

Запишем определение в тетрадь стр.78 2-й абзац:

Обмен веществ – это превращения, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.

Как мы можем это доказать?

Обратимся к учебнику и постараемся доказать, есть ли обмен веществ у человека? Изучите текс на стр.78-81….. Вернемся к вопросу (ответы детей). Действительно у человека есть обмен веществ, так как человек относится к млекопитающим, то обмен веществ и энергии происходит энергично, поэтому температура тела постоянна и не зависит от температуры окружающей среды.

Скажите, ребята, человек относится к какому организму холоднокровному или теплокровному.

На какие две группы можно разделить все живые организмы по типу обмена веществ.

( холоднокровные или теплокровные).

Есть ли разница в обмене веществ теплокровных и холоднокровных организмах.

Как происходит обмен веществ у хорошо знакомых вам позвоночных животных рыб. земноводных и пресмыкающихся. птиц. млекопитающих.

Итак, сделаем вывод и запишем в тетрадь новые определения:

Обмен веществ – основа жизни. Многообразие живых организмов в природе, сложность их строения и поведения обусловили существование разных по сложности типов обмена веществ. У одних организмов обмен веществ идет медленно, энергии в результате распада сложных соединений выделяется мало, поэтому температура тела зависит от окружающей среды. Таких животных называют холоднокровными . К этой же группе относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, температура их тела непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.

Е сли же обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах.

Объясните смысл поговорок:

“ Хорошо поел – словно шубу надел”. – При расщеплении органических веществ, поступивших с пищей, выделяется энергия, часть которой рассеивается в виде тепла и обогревает тело.

Давайте немного отдохнем и обогатим свой организм энергией. Я предлагаю Вам прогуляться по лесу и посмотреть, что делают его обитатели:

Читайте также:  Эмульгаторы жиров для животных

Зайка скачет по дорожке (прыжки на носочках 8-10 раз).

Посмотрите вверх на деревья. Птичка летит (руки отводим назад и помахали крылышками).

Бабочка летит (руки в стороны и машет крылышками).

Зажмурьте сильно глаза (1-2-3), затем откройте и поморгайте ресничками как бабочка. Повторить 2-3 раза.

На болото цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен).

Давайте распределим животных по группам: на теплокровных и холоднокровных. (Работаем в паре на карточках подписать теплокровных животных буквой Т, холодокровных-буквой Х) Давайте, проверим, что у вас получилось…. Оцените свою работу по трехбальной шкале и поставьте оценку на карточке.

Мы выяснили, как осуществляется обмен веществ внутри организма и между организмом и окружающей средой. А как вы думаете, организмы между собой обмениваются веществами и энергией?

Что бы ответить на этот вопрос, давайте вернемся к высказыванию Климента Аркадьевича Тимирязева: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

6. Подводим итоги нашего путешествия: Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии, при фотосинтезе, эти вещества из неорганических, превращаются в органические, энергия из солнечной превращается в энергию химических связей. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают животные и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.

Вернемся к цели урока: узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой? Как осуществляется обмен веществ между живыми организмами?

Обмен веществ способствует:

• передачи энергии от одного организма к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе.

• поддерживанию равновесия в природе.

— Справились ли мы с поставленной задачей?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие затруднения возникли в процессе работы на уроке?

-Где в жизни пригодятся полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке, посчитайте количество набранных баллов и поднимите цветной жетон:

Если 9 баллов то оценка «5»- красная карточка,

Если 6 баллов то оценка «4»- зеленая карточка,

Если 3 балла то оценка «3»- синяя карточка.

8. Домашнее задание

Изучить параграф 11, выучить термины. Дополнительно по желанию

прочитать сказку «Два Мороза», ответить на вопрос: почему Морозец не смог заморозить мужика?

На основе психолого-педагогической характеристики класса создана технологическая карта урока и сформированы пары учащихся с учетом индивидуальных особенностей развития детей. А также подобрала дифференцированные карточки и различные дополнительные источники (словари, книги для дополнительного чтения по биологии).

Урок подготовила и провела: учитель биологии Калачева Алена Владимировна

Источник

Чем различается обмен веществ у растений и животных

В самом деле, высшие растения и микроорганизмы способны синтезировать все аминокислоты, а животные только 8— 10 из 20 незаменимых аминокислот. То же самое относится к ряду витаминов, в частности витаминов группы В. Это обусловлено мутационным изменением генетической информации в те древние времена, когда формировались типы обмена веществ у растений и животных.

Стремление природы использовать любую возможность экономии генов, необходимых для синтеза сложных белков, привело к утрате клетками высших животных 60 ферментов. В связи с этим, предполагая возможные различия в реакциях человека и животных на действие яда, следовало бы скорее исходить из «упрощенности» биохимического функционирования клеток человека и отсутствия в них ряда биологически активных элементов, однако регрессивные изменения биохимических структур животных возникли на ранних стадиях филогенеза и в этом отношении высшие позвоночные, в частности все представители млекопитающих, включая человека, «пострадали» в равной степени. Эта генетическая «патология» оказалась закрепленной отбором и стала одним из характерных признаков всего класса млекопитающих.

В отдельных случаях процесс биохимической инволюции продолжался и у высших животных. Например, этот процесс привел к исключению двух ферментов, синтезирующих витамин С из глюкуроновой кислоты, у отряда приматов (включая человека), некоторых грызунов (морские свинки), а также у ряда птиц и летучих мышей.

Различается у высших животных и цепь ферментативных реакций распада пуринов. Полный набор таких ферментов есть только у низших беспозвоночных, а затем эволюция шла по пути последовательного исключения концевых ферментов этого ряда. «Усеченная» цепь ферментов, расщепляющих белки до простых неорганических компонентов, обнаруживалась у обезьян, человека и некоторых подвидов собак.

Существенные различия человека и животных характерны для метаболизма веществ, особенно для 1-й и 2-й фаз биотрансформации, что может оказывать весьма выраженное влияние на токсико-кинетические и токсико-метрические показатели ксенобиотиков для млекопитающих. При действии большинства ядов на животных и человека у них наблюдается выраженное сходство патогенеза отравлений и редко встречаются исключения из этого правила.

В качестве иллюстрации приведем лишь один пример из огромного количества собственных и литературных данных, свидетельствующих о совпадении спектра симптомов интоксикации у человека и лабораторных животных, относящихся к классу млекопитающих.

Источник

§ 21. Выделение — необходимое условие обмена веществ

Вспомните

Организмы в процессе жизнедеятельности образуют конечные продукты обмена, которые выделяются в окружающую среду. Освобождение от них называют выделением. У растений и грибов, в отличие от животных, нет специальной выделительной системы. Продукты обмена у них могут накапливаться в клетках и органах. Например, плодовые тела старых шляпочных грибов содержат ядовитые вещества, поэтому их нельзя употреблять в пищу.

У растений продукты обмена веществ накапливаются в вакуолях клеток, в специальных хранилищах, например в смоляных ходах у хвойных, млечных ходах у одуванчика и молочая. У многолетних растений они накапливаются в коре, иногда в древесине. Удаление продуктов жизнедеятельности у растений происходит через корни и опавшие листья. Установлено, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества, которые удаляются из растения вместе с опадающими листьями.

Читайте также:  Человек животное или растение с признаками альбинизма

Через устьица и чечевички коры, например березы, из растения удаляется углекислый газ (см. рис. 53).

Выделение Сахаров у растений осуществляется специальными образованиями — нектарниками. У большинства растений они находятся в цветках, а у некоторых — на стеблях и листьях. Нектар обладает бактерицидными свойствами и защищает завязь цветка от микроорганизмов. К тому же нектар наряду с окрашенным венчиком и ароматом цветков является важным приспособлением для привлечения насекомых, осуществляющих перекрестное опыление.

Через специальные железы растений в атмосферу выделяются летучие вещества, в том числе эфирные масла. К эфиромасличным растениям относятся пеларгония, мята, мелисса, эвкалипт. Многие из них используются в лекарственных целях, а также для ароматизации продуктов, изготовления парфюмерной продукции.

Опавшие листья растений содержат неорганические и органические вещества и представляют собой очень ценное удобрение. Поэтому садоводы закладывают листья в компостные кучи. Благодаря опавшим листьям почва в лесу ежегодно обогащается перегноем. Вот почему их не надо жечь. Вполне понятно, что сбор опавших листьев и вообще удаление лесной подстилки в лесу отрицательно сказываются на жизни деревьев.

В городах, где почва и воздух загрязнены выхлопными газами автомобилей, выбросами промышленных предприятий, в листьях накапливаются ядовитые вещества. Поэтому их нельзя использовать для приготовления компоста, а почву следует регулярно удобрять.

У животных в процессе обмена веществ также образуются вредные продукты жизнедеятельности, которые удаляются во внешнюю среду. У гидры, медузы продукты обмена удаляются через поверхность тела. У насекомых эту функцию выполняют трубчатые выросты кишечника, через которые из полости тела удаляется жидкость с продуктами обмена. У дождевого червя органами выделения служат выделительные трубочки — по одной паре в каждом членике. Вода и продукты распада из полости тела собираются с помощью воронки и выводятся по трубочкам через отверстие на поверхности тела.

Продукты обмена у рыб удаляются через жабры и почки. У птиц и млекопитающих продукты обмена веществ выводятся через почки, легкие, кишечник и потовые железы. Через легкие выводятся углекислый газ, вода и некоторые летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли в составе экскрементов. У большинства зверей и человека часть вредных для организма веществ удаляется вместе с потом.

Однако основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Они выводят из организма мочу, содержащую воду, соли, аммиак, мочевину или мочевую кислоту. Через почки из организма удаляются многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности или при принятии лекарств.

Ответьте на вопросы

Новые понятия

Подумайте!

Чем различается выделение веществ у растений и животных?

Моя лаборатория

У растений вредные продукты жизнедеятельности удаляются во время листопада. Листопад обычен у деревьев и кустарников. Изредка встречается у трав, например у крапивы, недотроги. Массовый листопад, приводящий к полной потере листьев, происходит у растений умеренного пояса с наступлением зимы, а у растений субтропиков и тропиков в засушливый период.

У древесных растений умеренных широт подготовка к листопаду начинается задолго до наступления морозов. Перед листопадом листья меняют свою окраску с зеленой на желтую, оранжевую, красную и др. (рис. 61).

Рис. 61. Разнообразие окраски листьев перед листопадом

Это связано с тем, что к осени происходит старение листьев. В них накапливаются продукты обмена веществ, разрушается зеленый пигмент листьев — хлорофилл. Более стойкие пигменты (красные, желтые и др.) сохраняются. Они-то и придают листьям осеннюю окраску в этот период.

Сигналом к наступлению листопада служит сокращение длины светового дня. Установлено, что деревья вблизи уличных фонарей сохраняют листья дольше, чем растущие вдали от них.

Опадение листьев связано с появлением у основания листа отделительного слоя из легко разъединяющихся клеток. Поэтому даже при небольшом ветре листья опадают. Продолжительность листопада у различных растений неодинаковая. Береза сбрасывает листья около двух месяцев, липа и дуб — в течение двух недель. Деревья, растущие в одиночку или небольшими группами, где они подвержены ветру, теряют листья раньше, чем растущие в лесу. Листопадные деревья в лесах умеренных широт стоят без листьев до восьми-девяти месяцев в году, во влажных тропических лесах — иногда всего несколько дней. Листопад играет важную роль в жизни леса — опавшие листья перегнивают и служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания.

Но не все растения сбрасывают листья. Некоторые сохраняют их всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички: брусника, вереск, клюква. Мелкие, плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом.

С зелеными листьями зимует большинство хвойных деревьев и кустарников. Некоторые травы, например земляника, клевер, чистотел, тоже уходят под снег зелеными.

Задание

Осенью проведите наблюдения в природе за изменениями в жизни растений: окраской листьев, листопадом (начало и конец), созреванием плодов и семян (каких растений), изменениями в жизни животных (исчезновение муравьев, отлет птиц).

Выводы к главе 3

Обмен веществ — основное свойство всех организмов. Организмы непрерывно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. С прекращением обмена веществ прекращается и жизнь.

Питание — необходимое условие обмена веществ. По способу питания все организмы делят на две группы: автотрофы и гетеротро-фы. Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца или энергии, освобождающейся в ходе химических реакций. Гетеротрофные организмы питаются готовыми органическими веществами.

Дыхание — процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой. В результате дыхания освобождается энергия, заключенная в органических веществах клеток. Эта энергия используется на процессы жизнедеятельности организма: питание, рост, развитие, размножение, передвижение веществ.

Транспорт веществ в организме обеспечивает связь между всеми органами организма и с окружающей средой. Транспортная система растений представлена сосудами и ситовидными трубками. У животных основными переносчиками питательных веществ и кислорода являются гемолимфа и кровь.

Выделение — освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. У растений они удаляются с опавшими листьями. У животных выделение осуществляется через поверхность тела, систему выделительных трубочек, жабры, почки, легкие, кишечник, кожу.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
CHRISTMASHEAVEN