КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Продам елочные украшения СССР

 
Выставка «Хрупкое чудо» в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике

Выставка «Хрупкое чудо» в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике

Выставка «Хрупкое чудо», развернутая в залах Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника, является первым масштабным выставочным проектом, посвященным старейшему народному художественному промыслу по производству стеклянной елочной игрушки ОАО «Ёлочка». Более ста лет назад на северо-западе Подмосковья в Круговской волости Клинского уезда (ныне Клинский район Московской области), появились первые отечественные мастерские по изготовлению стеклянных бус и елочных игрушек. Экспозиция дает представление о различных этапах истории промысла, его современном состоянии, богатстве и разнообразии направлений, тем и образов традиционной игрушки.

Выставка «Хрупкое чудо», развернутая в залах Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника, является первым масштабным выставочным проектом, посвященным старейшему народному художественному промыслу по производству стеклянной елочной игрушки ОАО «Ёлочка».

Обычай украшения домов в новогодние дни зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати», и одаривание друг друга подарками происходят из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными игрушками, известны в некоторых областях Германии еще в первой половине XVI века. В России указ Петра I о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторое украшение из дерев и веток сосновых и можжевеловых». Которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось.

Елки, украшенные свечами и игрушками, появились в богатых русских домах только в 1830-х-1840-х годах. Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфетами, фигурными пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, которые привозились в основном из Германии, очень медленно входили в русский быт.

Богатые залежи кварцевого песка, являющегося основным сырьём для производства стекла, способствовали раннему развитию в Клинском уезде стекольной промышленности. Ещё в 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова был открыт завод стеклянной и хрустальной посуды, которая в дальнейшем получила всероссийскую известность. Крестьяне, работавшие на заводе, овладев приёмами и навыками ремесла, открывали свои мастерские по изготовлению так называемого камушного товара – разноцветных бус, серёг и других мелких вещей. Покупателями подобных изделий были в основном русские крестьянки, украшавшие ими свои наряды. На выставке представлен костюм, головной убор, нагрудные украшения тульской крестьянки конца XIX века, выполненные в технике свободного выдувания стекла.

Богатые залежи кварцевого песка, являющегося основным сырьём для производства стекла, способствовали раннему развитию в Клинском уезде стекольной промышленности. Ещё в 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова был открыт завод стеклянной и хрустальной посуды, которая в дальнейшем получила всероссийскую известность. Елки, украшенные свечами и игрушками, появились в богатых русских домах только в 1830-х-1840-х годах. Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфетами, фигурными пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, которые привозились в основном из Германии, очень медленно входили в русский быт.

В конце XIX-начале XX века в Круговской волости изготовлением стеклянных бус и серёжек занимались более 200 крестьян. Важную роль в формировании ассортимента изделий промысла играли скупщики, которые возили готовый товар на продажу в Москву. Из столицы они доставляли модные украшения из стекла и ёлочные игрушки заграничного производства, которые могли служить мастерам образцами для подражания.

В конце XIX-начале XX века в Круговской волости изготовлением стеклянных бус и серёжек занимались более 200 крестьян. Важную роль в формировании ассортимента изделий промысла играли скупщики, которые возили готовый товар на продажу в Москву. Из столицы они доставляли модные украшения из стекла и ёлочные игрушки заграничного производства, которые могли служить мастерам образцами для подражания.

После октябрьских революционных событий, несмотря на осуждение новой советской властью проведение праздника Рождества, елочные игрушки в Круговской волости продолжали выпускать как в частных семейных мастерских, так и в двух кооперативных артелях. В 1929 году праздник Рождества Христова был объявлен “Днём индустриализации”. Вместе с Рождеством отменялся и обычай устроения елки. Производство ёлочных украшений в Клинском районе было прекращено.

Ситуация изменилась 28 декабря 1935 года, когда в газете “Правда” была напечатана статья кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева “Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!”. В ней резко осуждали «левые» загибщики, ославившие детскую елку, как буржуазную затею, предлагалось организовать в школах, дворцах пионеров елки для детей. С этого времени проведение елок в стране, которые назывались не рождественскими, а новогодними, становится обязательным мероприятием.

Начиная с 1936 года в Клинском районе вновь возрождаются старые и открываются новые артели по производству стеклянных ёлочных игрушек. Их ассортимент отличался большим разнообразием: бусы, шары, чайники и самовары, орехи, шишки, овощи, фрукты, фигурки птиц и рыб, многое другое. Следуя веяниям времени, стеклодувы освоили производство игрушек с изображением советской эмблематики – серпа и молота, пятиконечных звезд, в также современных образцов воздухоплавания – аэростатов, дирижаблей, самолетов. Они выполнялись в технике свободного выдувания, с помощью специальных металлических форм (формовые), а также монтировались на проволоку из стекляруса (монтажные).

К концу 1950-х годов значительно сократившийся за время Великой Отечественной войны стеклодувный промысел достиг своего довоенного уровня. В это время происходило объединение артелей в фабрики – Высоковскую фабрику елочных украшений, Клинскую фабрику елочных украшений, Круговскую фабрику елочных украшений, в которую вошли сельские артели.

Начиная с 1936 года в Клинском районе вновь возрождаются старые и открываются новые артели по производству стеклянных ёлочных игрушек. Следуя веяниям времени, стеклодувы освоили производство игрушек с изображением советской эмблематики – серпа и молота, пятиконечных звезд, в также современных образцов воздухоплавания – аэростатов, дирижаблей, самолетов. Они выполнялись в технике свободного выдувания, с помощью специальных металлических форм (формовые), а также монтировались на проволоку из стекляруса (монтажные). К концу 1950-х годов значительно сократившийся за время Великой Отечественной войны стеклодувный промысел достиг своего довоенного уровня. В это время происходило объединение артелей в фабрики – Высоковскую фабрику елочных украшений, Клинскую фабрику елочных украшений, Круговскую фабрику елочных украшений, в которую вошли сельские артели.

Художественно-стилевая направленность клинского промысла формировалась в основном стараниями художников Научно-исследовательского института игрушек, которые находился в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). Здесь в научной лаборатории елочной игрушки разрабатывались образцы игрушек для всех предприятий страны.

Смысловое содержание елочных игрушек, выраженное в лаконичной, выразительной форме помогало знакомству детей с привычными и экзотическими растениями, животными, птицами, персонажами волшебных сказок и многими другими предметами «взрослого» мира. Разнообразная по характеру художественного воплощения роспись игрушек органично подчеркивала выразительность, легкость объемных стеклянных форм, создавая ощущение нарядной красочности.

Художественно-стилевая направленность клинского промысла формировалась в основном стараниями художников Научно-исследовательского института игрушек, которые находился в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). Здесь в научной лаборатории елочной игрушки разрабатывались образцы игрушек для всех предприятий страны.  Смысловое содержание елочных игрушек, выраженное в лаконичной, выразительной форме помогало знакомству детей с привычными и экзотическими растениями, животными, птицами, персонажами волшебных сказок и многими другими предметами «взрослого» мира. Разнообразная по характеру художественного воплощения роспись игрушек органично подчеркивала выразительность, легкость объемных стеклянных форм, создавая ощущение нарядной красочности.

В конце 1980-х годов мастера промысла вместе со всей страной переживали трудные «перестроечные» времена, преодолевали проблемы жесткой конкуренции со стороны иностранных, в первую очередь, китайских производителей игрушек. На базе предприятий клинского района было создано ОАО «Елочка», которое стало достойным наследником и продолжателем народного промысла стеклянной игрушки.

Для разработки новых видов и форм игрушек художники промысла обращаются к традициям национального искусства, черпая из них свое вдохновение. Волшебные птицы-сирины, златогривые кони, фантазийные морозные узоры на хрупких шарах и подвесках как будто сошли с фигурных пряников, узорных платков, образцов резьбы по дереву. Особое место на выставке занимают уникальные комплекты игрушек, посвященные теме Рождества Христова, в которых художники стремятся воплотить в образно-поэтической форме свои представления о светлом, любимом всеми празднике.

Сложившаяся на промысле творческая обстановка способствует бережному сохранению и творческому освоению лучших традиций мастерства, внимательному изучению особенностей, свойственных как русской, так и зарубежной традиционной елочной игрушки. Работы клинских мастеров созвучны современным эстетическим вкусам. В последние годы, для создания новогоднего убранства домов, появилась тенденция украшения игрушками не только новогодней елки, но и самих помещений. Гирлянды из шаров, шишек, колокольчиков, с большим мастерством и вкусом собранные мастерами в различные комбинации, своим блеском, мерцанием, переливами красок и огней подчеркивают особое настроение праздника.

Выставочный проект, посвященный старейшему народному художественному промыслу по производству стеклянной елочной игрушки ОАО «Ёлочка»

14 ноября 2012 года в Восточном корпусе музейного комплекса «Конный двор» открылась выставка «Хрупкое чудо». Это первый масштабный выставочный проект, посвященный старейшему народному художественному промыслу по производству стеклянной елочной игрушки ОАО «Ёлочка». Более 100 лет назад на северо-западе Подмосковья в Круговской волости Клинского уезда (ныне Клинский район Московской области) появились первые отечественные мастерские по изготовлению стеклянных бус и елочных игрушек. На открытии выставки присутствовали многочисленные гости. Художники предприятия ОАО «Ёлочка» демонстрировали мастер-класс по росписи новогодних шаров, в фойе была развёрнута выставка-продажа эксклюзивных ёлочных украшений. После позывных, извещающих о начале праздника, перед гостями выступил танцевальный коллектив «Подснежник» школы искусств «Гармония» (г.Пересвет) с танцевальной композицией «Сон в предновогоднюю ночь».

Открыла выставку Горожанина Светлана Валентиновна – заведующая отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI веков». В адрес организаторов выставки было сказано много тёплых слов.

Куценко Елена Владимировна - начальник управления и популяризации культурного наследия Министерства культуры Московской области: «В названии выставки уже содержится квинтэссенция восприятия и Нового года, и главного атрибута праздника – ёлки. Этот праздник мы всегда ждём, как чуда, а чудо всегда мимолётно и хрупко. Спасибо директору предприятия «Ёлочка» О.П.Волковой за то, что Вы сохраняете в нас такое детское, свежее, радостное восприятие ёлочной игрушки. Вы круче Деда Мороза и Снегурочки. Спасибо С.В.Горожаниной за то, что Вы очень глубоко и профессионально изучаете этот народный промысел».
Суббота Галина Ивановна – первый зам. ген. директора Сергиево-Посадского музея-заповедника: «Мне очень приятно, что задолго до Нового года мы подарили вам новогоднее настроение. На этой выставке можно посмотреть, как ёлку можно украсить, как можно её сделать «живой», как можно её сделать «говорящей». Пусть праздник и ожидание чуда всегда живут в нашей жизни. Приглашаю вас полюбоваться выставкой и ощутить восторг». Приглашаем всех на выставку «Хрупкое чудо».
Коротков Владимир Николаевич - глава Сергиево-Посадского муниципального района: «На этой выставке представлены настоящие произведения искусства. Каждому из нас дорога наша русская игрушка, она близка русской душе. Я благодарю организаторов этой выставки».
Волкова Ольга Павловна – директор ОАО «Ёлочка»: «Это первый проект совместной многолетней работы нашего предприятия и Сергиево-Посадского музея. Производство никогда не сможет в одиночку справиться с такой темой, которая представлена на этой выставке. Спасибо музею за помощь. Я очень надеюсь, что эта выставка покажет ещё раз, что народные промыслы живут, развиваются, и у них есть хорошее будущее».
Комаров Игорь Александрович – директор музея «Мураново»: «Уникальная ситуация, когда коллекция ёлочных украшений российского предприятия побеждает вал игрушек из-за рубежа. И не за горами то время, когда люди, увидев на прилавках ёлочные украшения предприятия «Ёлочка», будут знать – скоро Новый год».


Выставка будет работать с 10.00 до 18.00 (кроме понедельника и четверга)
в Восточном корпусе музейного комплекса «Конный двор»
по адресу: г. Сергиев Посад, ул.1-ой Ударной Армии, 2
Справки по тел.: 8(496)541-43-31

О выставке «Хрупкое чудо» на форуме ChristmasHeaven.ru

 

© Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
© Фото - Вячеслав

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть