КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Продам елочные украшения СССР

 
Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

Вдоль южного берега Белого моря длинной полосой тянется Терский район. Говорят, что когда-то весь Кольский полуостров назывался Терским. «Терь» - др.рус. « лесной», «дикий».
На берегу губы Пирья в Кандалакшском заливе расположилась столица терских поморов - посёлок Умба.

На берегу губы Пирья в Кандалакшском заливе расположилась столица терских поморов - посёлок Умба

Автор фотографии Павел Соромытько,
житель п. Умба

При въезде стоит памятный знак с солидной датой «1466 год», что уже само по себе приводит в какое-то трепетное ожидание встречи с древней историей Терской земли. Прямиком мы направляемся в местный музей «Культуры и быта терских поморов», который разместился в красивом деревянном здании с высоким крыльцом. Цена билета архаичная, вряд ли еще где-то есть подобная: 50 рублей за вход и столько же, если ты захочешь сфотографировать экспонаты.

 

Козули - поморские обрядовые игрушки

Работники музея считают, что собранные предметы старины, несут в себе положительную энергетику того времени, хранят дух и тепло поморских домов. Все экспонаты, от расписной прялки до берестяных детских погремушек, подлинные. На одной из витрин расположились забавные фигурки животных, слепленные из ржаного теста - КОЗУЛИ.

 забавные фигурки животных, слепленные из ржаного теста - КОЗУЛИ

Оказалось, что многие столетия эти забавные поморские обрядовые игрушки лепились десятками, по несколько подносов на зимние праздники. Но совсем не для того, чтобы съесть их за праздничной трапезой. Козули отдавались детям для игры, ими украшали ёлку. В рождественскую ночь жители селения ходили к соседям и друзьям, желали счастья, достаток в семье и приносили в дар козули. Обязательно несколько фигурок оставляли до следующего года, чтобы счастье не покинуло дом. Магические фигурки служили оберегом от злых сил, их ставили на божницу перед иконами. Поморы считали, если напечь большое стадо животных из теста,- приумножится дичи в лесах, добавится количество скота во дворах. Это заклинание достатка, удачного промысла. Ведь судьба промысловика сильнее, чем урожай земледельца, зависит от достатка и случая. И если в центральной России больше гадали девушки, то на Терской земле главное место отводилось мужчинам. Вот и тесто для козули месили в основном мужские руки – был в этом особый смысл, ведь мужской дух отгоняет злые силы от творения теста. Некоторых особых искусных мастеров водили из дома в дом лепить фигурки оленей, тюленей, лосей и медведей.

Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

Автор фотографии Павел Соромытько,
житель п. Умба

Создание обязательно сопровождается рождественской молитвой: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разума. Через Рождество Твое волхвы – мудрецы, поклоняющиеся звездам – звездою же были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, сошедшего с высоты Господа. Слава тебе, Господи!»

Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

 

Ряженье и гаданье

Один из самых загадочных обычаев новогоднего цикла - ряженье. Здесь оно имеет другое название – «шелюхонами ходить». Новый год считался точкой, где стирались границы между человеческим и потусторонним мирами. Ряженные уподоблялись существам из другого мира, откуда приходят и куда уходят души предков. Отсюда - ряженье в зверей, отсюда изменение голосов.

Ходили на посиделки, пели поздравительные песенки-колядки, заходили в каждый дом. Поздравляли хозяев дома, желали им здоровья, богатого урожая и удачи на охоте. В колядках пожелания звучали так:

Ото бы тебе коров,
полтораста быков
по ведру бы те доили,
Все сметаною...

За пожеланиями колядники требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю.

Подайте коровку,
Масляну головку!
Нe обкусывайте,
Не обламывайте!
Нe давайте пирога,
А то корову уведем со двора

Вместе с козулями на Рождество пекли «тетерки» (птичка с птенцами) и «витуши» из пшеничного теста. Тетерки дарились особенно дорогим гостям. А неугодным гостям вручали ржаной калачик. Приемы лепки одинаковы для всех фигурок. Движения отточены веками, лишних нет. Для фигурок характерны условность и обобщенность. Лишь рога и хвостики лепятся по-разному, все образы в прошлом имели смысл – символ Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты.
Терские козули не расписывают, их доводят до глянца в процессе приготовления. До сих пор сохранилась присказка «Светла лицом, как козуля», т.е. очень красивая.

Мне попался олень-солнце.
«Какую козулю ты вытянешь, тому в новом году и случиться» - с этих слов началось наше гадание на магических фигурках, которое предложила нам весёлая местная умбянка. Мы по очереди вытягивали из мешка козули. В зависимости от того, что появлялась из недр мешочка, произносилась соответствующая поговорка:

Козульные сани стоят на ладони,
Копытами бьют, воду пьют.
Просятся поле пахать,
На вольной воле гривой махать. (Значит, что и работа у тебя будет, и веселье )

А вот у нас жавороноки и кулики
Из-под теткиной руки
Норовят в небо взвиться,
В дальний путь снарядиться. (Ожидает тебя дальняя дорога, путешествие)

Особую радость у незамужних барышень вызвал баран:
Ходит баран да по крутым берегам,
Сорвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот и замуж пойдет.

Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

Автор фотографии Павел Соромытько,
житель п. Умба

Сегодня поморская козулька как сувенир дарится и на новоселье, и на свадьбу, и на рождение ребёнка.

А вот детям и невестам
Козули из ржаного теста,
Козули по столу скачут,
Несут людям удачу!

Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

 

Рецепт приготовления козулей

С радостью местные мастерицы поделились с нами уникальным рецептом приготовления обрядовых фигурок, который передавался из поколения в поколение, и изменился разве что только тем, что выпекать козули стали в духовке.

Нам потребуется:
1. Ржаная мука;
2. Соль;
3. Холодная вода ( лучше родниковая);
4. Хорошее настроение.

Надо отметить, что в поморских семьях и сейчас верят, что злому человеку с мрачными мыслями и темными делами «тесто не дается». Говорят, что если такой человек будет делать козули – только сам себе навредит.
На один замес необходимо взять магическое число горстей муки - то бишь 7.
Добавить щепотку соли, потихоньку подливать воду.

Традиции и культура терских поморов. Новогоднее ряженье и гадание. Поморские козули.

Тесто месить до тех пор, пока оно не станет эластичным.
Лепить нужно оперативно, иначе тесто быстро сохнет. Лучше всего рядом поставить миску с водой, чтобы обмакивать пальцы в процессе созидания фигурки. Из небольшого кусочка теста, такого, чтобы в кулаке помещался, - дабы счастье не ускользнуло, создайте фигурку.

Будете ли вы лепить оленя или птичку, нерпу или барана, знайте, что надрезов ножом на козуле можно сделать не более 17 раз ( и снова магическое число).
При каждом надрезе загадывайте желание. Готовую козулю выносили на мороз - вымораживать. Сейчас просто «обветривают» на противне.

Выпекают в хорошо прогретой духовке минут 20, затем фигурки на минуту бросают в кипящую воду. Вынимают, дают воде немного стечь и опять в духовку на минут десять, оставив её чуть приоткрытой.
Благодаря такому процессу козули становятся гладенькими и глянцевыми.


Значение козуль:
Олень - символ жизни дружеских отношений.
Если рога соединены в виде кольца - это Олень- солнце.
Коровка - покровительница домашнего очага.
Тетерка и утица - дарились с пожеланиями счастья.
Тетерка с птенцами - знак материнства.

Напоследок умбянка поведала, что если в доме наступали голодные дни, то фигурки съедали, предварительно размочив их в воде.
Поэтому слова: «Пусть жизнь будет такой, чтобы вам никогда не пришлось размачивать козули!»,- были приняты с особой благодарностью.

Спасибо за помощь работникам ЦБ п.Умба.

Для подготовки статьи были использованы материалы:
1. Новогоднее ряженье и гадание// Терский берег-1995-14 января
2. Г.Пантелеева. Добром добро сеять// Терский берег -1991 - 14 декабря
3. Терские поморы / Ольга Ляпаева, Ирина Зайцева, Лада Калинина. - СПб., 2007.
4.. Поморы на Кольском Севере: история, культура, этнография. /сост.: Дячок С. А. и др., Мурманск: Милори, 2007.


Специально для проекта http://www.christmasheaven.ru

Дополнительная информация о поморских обычаях и игрушках - на форуме портала ChristmasHeaven.ru

© Елена Антонова

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАШ ФОРУМ

- xmas добавил сообщение в тему Поздравляю всех форумчан с Днем...

- ильич551 добавил сообщение в тему Поздравляю всех форумчан с Днем...

- ильич добавил сообщение в тему Игрушки "малютки"

- kris добавил сообщение в тему Не наши елки

- taha добавил сообщение в тему Документальное кино

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть