КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Продам елочные украшения СССР

 
Как рождается сказка. Фабрика елочных игрушек "Иней"

Фабрика елочных игрушек "Иней"

Кто не мечтал в детстве хоть краем глаза увидеть, как Дед Мороз и Снегурочка золотят орехи и расписывают чудесные шары, а симпатичные белочки и мышки аккуратно складывают их в подарочные мешочки? Ну, по крайней мере, именно так выглядел этот процесс на ярких новогодних открытках. Помните?

Отправляясь в дер.Данилово Павлово-Посадского района на фабрику «Иней», мы, естественно, не ждали встреч ни с Дедом Морозом, ни с сообразительными белочками. И совершенно не представляли, как на самом деле тяжело рождается хрупкая новогодняя сказка.

Производство елочных украшений в дер.Данилово

…Спокойно разговаривать здесь невозможно, можно только кричать, да и то – бесполезно: гул мощных вентиляторов и шипение газовых горелок не прекращаются ни на минуту. Стеклодувный цех – «горячий», то есть вредный, на пенсию стеклодувы уходят в 45 лет. «Работа тяжелая, – смущенно улыбается старший мастер фабрики и наш гид Нина Ивановна Мелкозерова, – все выходят отсюда полуглухие и полуслепые. Во-первых, шум – слышите какой. Во-вторых, целый день нужно смотреть на огонь. В-третьих, стеклянная крошка». Нина Ивановна раньше была заведующей местным детским садиком, но в 1975 году садик закрылся, и педагог пошла работать стеклодувом.

Сегодня за смену стеклодув выдувает 200–250, как здесь говорят, «изделий». В прежние времена норма доходила до 600 игрушек в день.
Похожие на длиннющие шприцы трубки медицинского стекла нагреваются, разделяются на фрагменты, из которых выдуваются шары или домики, зайчики и прочая елочная «радость». Причем у каждого «изделия» оставляется длинная «ножка», на фабричном языке – «усик».

Производство елочных игрушек. Фабрика елочных украшений Иней

Работа стеклодува требует постоянного внимания и концентрации. И не только потому, что для каждого вида игрушек существует своя система хитрых «подкруток» и «поворотов». Случалось, что и горелка падала на стеклодува. Или раскаленная пульпа прожигает одежду, а лопающееся стекло обжигает руки. «Вот, видите эти пятна? – Нина Ивановна показывает свои руки. – Это – ожоги. Стекло лопается и разбрызгивается, попадает на кожу и прилипает. Нужно быстро-быстро его снять. Но ожог все равно останется». Оказывается, поэтому здесь и не принято надевать наушники, чтобы спастись от шума: если стекло лопается, стеклодув успевает услышать этот звук и может вовремя среагировать.

– А почему девушка в наушниках сидит? – интересуемся мы (одна из стеклодувов действительно работает в солидных наушниках).

– Ну… Молодая еще, к шуму не привыкла, – смеется Нина Ивановна.

Технология производства елочных игрушек

Прозрачные шары и фигурки после стеклодувного цеха отправляются либо на серебрение, либо на металлизацию. Разница – существенная. Если шар прошел серебрение, он светится как бы изнутри, а игрушки, «пережившие» металлизацию, имеют, как говорят на фабрике, «поверхностный» блеск. Первые выглядят, конечно, привлекательнее, но и требуют больше усилий и ручного труда.

Сначала в каждый шарик впрыскивается определенная доза раствора серебра, дистиллированной воды и аммиака. Затем без промедления шарик опускается в ванну с горячей водой и встряхивается до тех пор, пока вся внутренняя поверхность не покроется серебром.

Производство елочных игрушек. Фабрика елочных украшений Иней

Вот и понятно, почему стеклодувы оставляют «усики» – как иначе производить с будущей елочной игрушкой все эти манипуляции?

Металлизация проходит иначе. В огромный цилиндр, диаметр которого больше человеческого роста, рядами укладываются и закрепляются «изделия». В вольфрамовые спирали вставляются алюминиевые проволочки, установка закрывается, и из нее откачивается воздух. Затем нагревательный элемент раскаляется до 1200 градусов, барабан начинает вращаться, а частицы распадающегося в вакууме алюминия распыляются и оседают на игрушках. Весь цикл длится около полутора часов. 

Ряды обработанных серебром или алюминием шаров, подсыхающих на специальных стойках, похожи на маленькие спутники, готовые к запуску в космос. Красота!
Но всю эту красоту безжалостно окунают в емкости с разноцветными лаками. Тоже вручную. Шарик снова берут за «усик», опускают в лак, отряхивают и втыкают в поддон с песком. Теперь все эти яркие, блестящие шары будут сохнуть. Они уже радуют глаз, но игрушками еще не являются.

Скоро на них с помощью трафарета и тоже вручную нанесут «базовый» рисунок, а затем еще раз высушат. И вот только после этого за них возьмутся художники.

Кстати, трафаретов – множество. И двуглавый орел, и мишки, и снегурочки, и зайчики, и белки, и снежинки… Чего там только нет!

Роспись елочных игрушек

Самый красивый цех на фабрике, конечно, художественный: мастерицы сами расписали белоснежные стены сюжетами на новогодние темы. Здесь, в отличие от остальных помещений, царит тишина и даже некоторая торжественность.

Глаза просто разбегаются: сияющие шары и игрушки всех цветов радуги повсюду. Вот уж действительно – такое не каждый день увидишь. Наверное, не мы первые, войдя в цех, замираем с ошарашенным видом, потому что, глядя на нас, художницы понимающе улыбаются и переглядываются.

– Вы, конечно, привыкли ко всей этой красоте. А мы такое в первый раз видим, это же просто чудо какое-то! 

– Конечно, привыкли. – Нина Ивановна тоже улыбается, но как-то грустно. – Пригляделись и насмотрелись давно. Чудо не чудо, а работа-то непростая.

Художницы быстрыми отточенными движениями водят по шарикам… нет, не кисточками, а «фунтиками». Из тонкой полиэтиленовой пленки сворачивается кулек, у него косо надрезается острый конец, сам «фунтик» заполняется водоэмульсионкой, подкрашенной акриловой краской, и все – «инструмент» готов к работе. Оказывается, если раскрашивать игрушку таким «фунтиком», а не кистью, рисунок получается более выпуклым и «живым». Роспись по трафарету или без него – просто на гладкой поверхности – происходит в несколько этапов. Сначала обрисовываются детали одного цвета, затем – другого, после – выполняются завершающие штрихи. Правда, кисти художницы тоже используют, но в основном в росписях, требующих очень тонкой и тщательной прорисовки деталей.

Пока краска еще не успела высохнуть, применяют блестящий порошок – разноцветную «присыпку». Сыпят ее щедро, не жалея – ложками. Затем шарик встряхивают и весь лишний порошок, не прилипший к краске, осыпается.

Каждая мастерица за рабочий день расписывает не менее 50 шариков. В это трудно поверить, но факт остается фактом. «И больше расписывают, – подтверждает Нина Ивановна, – например, 30 шариков с одним рисунком и 40 – с другим». Еще пару лет назад, до кризиса, на фабрике работал специальный дизайнер, который придумывал каждый год новую серию рисунков. Сейчас дизайнера нет, художники сами разрабатывают и предлагают рисунки, их обсуждают и оценивают, а потом «запускают в производство». Есть одна хитрость: рисунок для игрушки не может быть слишком сложным и замысловатым, поскольку его должны суметь повторить все работающие на фабрике художники.

Производство елочных игрушек. Фабрика елочных украшений Иней

«На каждое изделие есть свой образец, – поясняет Нина Ивановна, – они у нас хранятся отдельно и выдаются художникам. Когда мастер разрисовывает партию, этот образец стоит перед ним, он его просто копирует».

Образцы красуются на стойках и полках, и каждый, между прочим, имеет свое название. Вот этот густо-красный с серебристо-зелеными разводами – «Ягодка», белоснежный, как будто сплетенный из кружева, – «Снежинка», а вот этот большой темно-синий с сияющим, почти настоящим инеем – «Морозище». Другой, переливающийся всеми цветами радуги – «Павлин», небесно-голубой, усыпанный цветами – «Незабудка», нежнейший розовато-красный – «Коралл». Каждый из них хочется взять в руки… А от огромного черно-зеленого шара с фантастическими узорами оторваться вообще было трудно.

…Но нам пора идти дальше. Уложенные в большие картонные коробки игрушки несут на следующую «операцию», после которой они должны приобрести почти товарный вид. Здесь, в небольшой комнатке, у игрушек с помощью электрического резака отрезают те самые «усики».

Затем в игрушки вставляются «колпачки» с петлей, и всё: «изделия» готовы к последнему этапу – упаковке. Сначала упаковщицы самостоятельно складывают коробочки из бумаги или пластика, после чего каждая игрушка получает свой новый «дом», из которого ее извлекут уже те, кто будет украшать елку.

Производство елочных игрушек. Фабрика елочных украшений Иней

 

Новогодние игрушки фабрики "Иней"

– Вот только одно непонятно: почему такие прекрасные новогодние игрушки – редкость в наших магазинах? 

– Да потому что китайская штамповка все наводнила, – разводит руками генеральный директор «Инея» Людмила Невструева. – Как нам с ней тягаться? У нас же ручная работа, наша продукция заметно дороже, покупатель же в магазинах выбирает то, что подешевле. А у нас, например, материалы для производства, которые мы закупаем в Польше, Германии, на Тайване, в России, дорогие. Да и с объемами штамповки наши объемы не сравнить. Мы сейчас в год выпускаем всего 70 тысяч изделий. А крупным торговым сетям нужно гораздо больше. Да и нет у нас денег, чтобы бонусы сетям платить. Мы работаем в течение года, а зарабатываем только в последние три месяца.

Ну а чтобы нарастить производство, нужно взять на работу новых стеклодувов и художников. У нас их было больше до кризиса, но в итоге штат пришлось сократить. А вы знаете, сколько времени уходит на то, чтобы подготовить стеклодува или художника? Полгода-год. Мы же сами сотрудников учим.

Зато в последнее время наметилась очень ободряющая тенденция: к нам все чаще стали обращаться мелкие частные торговые компании. Они покупают нашу игрушку и говорят, что все уже насытились китайскими подделками, покупатели хотят свою, российскую игрушку – родную и ручной росписи. Так что потихоньку дела налаживаются. 

– Мода добралась даже до елочных игрушек, как известно. Глядишь, в одном году модно елку черными игрушками наряжать, в другом – красными с золотым узором. Производители как-то обмениваются друг с другом своими задумками, новыми рисунками и т.д.?

– Что вы! Как правило, фабрики тщательно скрывают свои новые разработки. Конкуренция. Даже на больших специализированных выставках производители обычно выставляют на стенд свою старую продукцию. Новые образцы показывают только клиентам и только в каталоге. И это притом, что практически все производители каждый год обновляют свои коллекции.

– То есть все друг за другом следят?

– Конечно. И следят, и перенимают новшества. Вот, например, лет пять назад мы начали выпускать игрушки с выпуклым рисунком – остальные российские производители тут же сориентировались. И все следят, естественно, за тем, что выпускают производители за рубежом. Всегда надо быть в курсе. 

– Есть ли игрушки, которые в любой год пользуются одинаковым спросом у покупателей, или вкус ежегодно меняется?

– Каждый год все происходит по-разному. Угадать, чего захочет потребитель, очень сложно. Вот, например, в позапрошлом году у нас лучше всего продавались большие шары и верхушки на елку. Причем верхушек не хватало, все их просили. В следующий год выпустили больше верхушек, а их не покупают. Или вот, например, года два назад покупатели обычно брали то, что подешевле. А в 2009 году – в разгар кризиса – вдруг начали с руками отрывать большие дорогие шары со сложной росписью. Как вам это? Не угадаешь.

Производство елочных игрушек. Фабрика елочных украшений Иней

Мы, конечно, поинтересовались у профессионалов, как должна выглядеть новогодняя елка-2011. Выяснилось, что модный тренд нового сезона – обилие ярких, чистых цветов, больших, богато украшенных шаров и фольклорных фигурок. И не жалейте стеклянных бус и мишуры! С Новым годом!

Музей елочной игрушки фабрики "Иней"

Все игрушки – на учете

«Иней» – одна из старейших отечественных фабрик, работает она с 1937 года! Так что в музее, который действует при производстве, можно изучать историю ХХ века с помощью елочных игрушек: витринах хранятся свидетели целой эпохи.

Музей елочной игрушки фабрики Иней. Фабрика елочных украшений Иней

Первые игрушки здесь делали из прессованного картона и ваты. Из картона их вырезали на небольших станках, затем опускали в густую массу клея, сверху наносили краску и слюду. А игрушки из ваты делали вручную.

Во время войны фабрика, конечно, не работала. А к началу 50-х годов на «Инее» начали делать игрушки из стекла, которые выдувались на керосиновых горелках и расписывались весьма незамысловато. Причем современных «колпачков» у них не было. Такие фигурки имели внизу металлическую прищепку. Наверняка у многих такие старые игрушки еще хранятся в домашних «коллекциях». С начала 50-х годов появились стеклянные бусы на проволочном каркасе. Из них даже делали снежинки и пирамидки, которые назывались «конструкторами». А после того, как в 1956 году на советские экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», на фабрике запустили в производство очень симпатичные миниатюрные будильнички, которые шли в магазинах нарасхват. Чуть позже додумались расписывать игрушки фосфорными красками: эта находка тоже пришлась по душе покупателям, всем хотелось, чтобы новогодняя елка светилась в темноте.

Музей елочной игрушки фабрики Иней. Фабрика елочных украшений Иней

В 1961 году по вполне понятным причинам фаворитами производства стали всевозможные спутники, космонавты и шары с изображениями ракет. Кстати, именно с этого момента верхушки для елок стали делать не в виде звезды, а в виде стилизованных ракет. Тогда же окончательно перешли на «колпачки», отказавшись от использования в игрушках прищепок.

Еще одна популярная тема в начале 60-х – всевозможные овощи и фрукты и, конечно же, пресловутая хрущевская кукуруза, которая висела буквально на каждой елке. Тогда же начинается производство мини-елок с наборами мини-игрушек – свидетельство того, что многие советские граждане все еще живут в коммунальных квартирах.

В 1965 году – в годовщину Победы – елки украшали красными шарами с соответствующей символикой: серп и молот, звезда, Кремль, Царь-пушка…

В начале 70-х помимо игрушек начинают выпускать разнообразную елочную мишуру, столь привычную сегодня и столь дефицитную в те годы.

Конец 70-х и начало 80-х – витрина наполнена пустыми прозрачными шариками со скромными единичными рисунками. На фабрике их называют «голье» и говорят, что выпускались они тогда, когда количество преобладало над качеством.

Современные игрушки легко отличить даже от тех, которые делались в конце 80-х. Самые распространенные узоры на них двух видов: это либо православная тематика, либо узоры, не несущие никакой «идеологической нагрузки». Да и украшать их стали богаче: в ходу бисер, ленты, стеклярус, банты, присыпки, используют даже специальные лаки для создания эффекта кракелюра. Есть и совершенно уникальные экземпляры: шары, рисунок и узоры на которых вырезаются… лезвием! Правда, мастеров таких остались единицы, да и работа слишком трудоемкая. Над одним таким шаром, украшенным с помощью лезвия, художник корпит больше месяца.

Фотографии с производства фабрики "Иней" и из музея елочной игрушки

Елочные украшения фабрики "Иней" на форуме ChristmasHeaven.ru

© Лада КЛОКОВА, Александр БУРЫЙ
© Журнал "Русский мир.ru"

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАШ ФОРУМ

- Дед Мороз 78 добавил сообщение в тему Редкая игрушка"Красная Шапочка"

- Марк добавил сообщение в тему Редкая игрушка"Красная Шапочка"

- ann161169 добавил сообщение в тему игрушки из папиросной бумаги

- ann161169 добавил сообщение в тему Карнавальный костюм

- Дед Мороз 78 добавил сообщение в тему Редкая игрушка"Красная Шапочка"

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть