КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Morozko-shop

Продам елочные украшения СССР

 
Производство способом намотки на станке-веретене

Производство елочных игрушек из ваты

Елочные украшения, сделанные на станке-веретене, должны быть просты и выразительны по форме, ярки по росписи.

Чтобы выполнить эти требования, нужно обратиться к традициям народных мастеров вятской глиняной игрушки, бабенской и загорской токарной игрушки. Техника токарного станка и станка-веретена сходна. Она позволяет создавать изделия только сферической формы с очень скупыми линиями, например, в человеческой фигурке лицо и затылок, спина и грудь определяются только росписью. Однако, при всем этом, на станке-веретене могут быть созданы разнообразные и красивые елочные украшения. Это подтверждает опыт артели им. Ворошилова во Владимире, создавшей на станке-веретене фигурки женщин - различных национальностей Советского Союза.

Эти украшения на республиканском конкурсе получили одну из высших премий.

 

Елочные фигурки, изготовленные на станке веретене. Авторы Голендер и Гаворская

Елочные фигурки, изготовленные на станке веретене. Авторы Голендер и Гаворская.
Рисунок из книги Ф.И.Овешковой и В.Г.Данилевского «Производство елочных украшений из ваты»

 

Станок-веретено

Станок-веретено — это один из способов механизации производства, рационализации технологического процесса, позволяющий резко поднять производительность труда и снижающий себестоимость изделия.

 

Набор "15 национальностей Советского Союза", выпускавшийся Химкинской фабрикой елочных украшений. Фигурки изготовлены из ваты способом крутки

Набор "15 национальностей Советского Союза",
выпускавшийся Химкинской фабрикой елочных украшений.
Фигурки изготовлены из ваты способом крутки

 

Изделия на станке-веретене делаются с помощью шаблона. Шаблоны можно изготовлять из дерева и из металла.

Однако деревянные шаблоны имеют много отрицательных качеств.

Во-первых, из дерева (даже твердого) при значительной толщине шаблона (10 -15 мм) технически очень трудно выпилить точный профиль.

Во-вторых, дерево весьма подвержено деформации, усушке или разбуханию, особенно после соприкосновения с клейстером, которым смачивается вата во время намотки на веретено. Отсюда и потери точности размеров профиля.

В-третьих, веретено, проходя через деревянный шаблон и вращаясь в нем, быстро расширяет отверстие, получаются зазоры между веретеном и отверстиями в шаблоне, вследствие чего при намотке вата попадает в зазор и работа нарушается. Иногда в отверстия деревянного шаблона, через которое проходит веретено, вставляют бронзовые втулки. Но монтаж их затруднителен; скреплять дерево с металлом сложно, нужно делать специальные стопорные винты или ставить втулки на тугую посадку, и даже при этом условии, втулки быстро вываливаются.

В-четвертых, от налипающих волокон ваты с крахмалом, деревянные шаблоны приходится часто очищать во время работы.

 

Металлические шаблоны

Все эти недостатки побудили НИИИ создать металлические шаблоны. Конструктор института тов. С. И. Казаков сконструировал шаблоны, материалом для которых служат отходы дюралюминия. Взяв за основу станки-веретена, на которых работают в артели имени Ворошилова, тов. Казаков сконструировал металлический шаблон и кассету.

Шаблон представляет собой пластинку из листового дюралюминия (можно применять и поделочную сталь - сталь 3) толщиной 1,5 - 3 мм, с вырезанными с противоположных сторон профилями нужных фигур. Таким образом, одна пластинка используется, как два шаблона.

Кромки профиля фигуры делаются радиусные (с углов снимаются фаски) для того, чтобы во время намотки вата не резалась и не сдиралась острыми краями. Между краями профиля фигуры и наружными кромками шаблона сделаны вырезы, в которые входят стержни заклепок, находящихся в кассете. Имеются четыре отверстия для закрепления шаблона болтами в кассете, смещенные к нижним кромкам профилей.

Изготавливается шаблон ручным способом: слесарь после разметки листа металла высверливает, а затем выпиливает профиль фигуры, снимает фаски, сверлит отверстия, и, наконец, шлифует поверхность шаблона.

Изготовленный шаблон вставляется в кассету, которая закрепляется на столе станка-веретена. Кассета -  металлическая может быть изготовлена из тех же металлов, что и шаблон. Она состоит из двух пластин -  правой и левой толщиной 2—3 мм — в верхней части которых находятся окна.

Через окна ведется намотка ваты по профилю шаблона, над окнами имеются два отверстия для болтов с гайками, которые закрепляют шаблон.

В щель верхней части кассеты вставляется шаблон до упора, которым являются втулки. В отверстия над окном кассеты и шаблона вставляются два болта и затягиваются гайками, скрепляющими шаблон с кассетой. Кассета с закрепленным в ней шаблоном вдвигается до упора в направляющие, находящиеся на столе станка-веретена.

Опыты работы с металлическими шаблонами и кассетой на станке-веретене в артели им. Ворошилова (по накрутке из ваты елочных фигур, конфигурация которых гораздо сложней фруктов и овощей), показала весьма удовлетворительные результаты: не требовалось подправлять рельефы фигур стеком, как это делалось при деревянных шаблонах, не наблюдалось задиров ваты, увеличения объема фигур, работа шла гораздо производительнее, чем на деревянных шаблонах. Все это обеспечено точной пригонкой деталей шаблона и кассеты друг к другу, что в дереве очень трудно достигнуть.

От качества веретена и точности его движения зависит равномерность намотки слоя ваты. Чем ровнее лежит слой, том лучшими будут контуры и поверхность готового изделия.

Металлическое веретено, заточенное на конус, должно обладать зеркальной поверхностью и не иметь перегибов. Веретено устанавливается точно по центру изделия.
Ремень передачи должен быть натянут свободно.

 

Станок-веретено с металлической кассетой

Станок-веретено с металлической кассетой

 

До начала работы исполнитель должен: произвести заготовку ваты, разделив ее на полосы требуемой величины и толщины, удобно разложив на рабочем месте; просмотреть кисти, расположив их в удобном порядке для работы; протереть стальное веретено, подставить лоток для складывания изделий; просмотреть и очистить шаблоны.

Шаблон надевается на веретено. Для черенков овощей и фруктов, наматываемых на станке-веретене, размеры проволоки, по сравнению с размерами при ручной намотке, увеличиваются на 3 см.
Один конец проволоки загибается в виде спирали. Другой конец вставляется в отверстие шаблона, надетого на веретено.

Вращая веретено, начинают намотку. Конец полосы ваты набрасывают на середину веретена и прижимают рукой так, чтобы вата равномерно ложилась по длине веретена. По мере наращивания объема, увеличивается скорость вращения веретена. Вата все время смазывается крахмальным клейстером, при помощи щетинного флейца.

В случае, если изделие изготовляется не целиком из гигроскопической ваты, а с подмоткой одежной ваты, слой гигроскопической ваты должен быть такой толщины, чтобы на поверхности изделия не образовались желтые пятна.

Накрутка заканчивается, когда между изделием и шаблоном не видно просвета.

Металлической стекой пользуются не только при контуровке фаски, а всегда, когда нужно подчеркнуть объемную линию.

 

Грунтовка и окраска фигурок из ваты

Фигурки после тщательной просушки грунтуются. Отверстия от веретена заделываются кусочком ваты, который при грунтовке расправляется кистью.

Состав для грунтовки: 25 г столярного клея, 500 г воды и крахмала, до получения клея средней консистенции. На непрогрунтованной поверхности краска будет расплываться.

Окраска общим тоном производится на веретене, а роспись - кистью, после снятия изделия с веретена.
Окраска овощей, фруктов, производится при вращении изделия. Этот прием крайне прост. На вращающееся изделие ставится плоская кисть, насыщенная клеевым подцвеченным раствором. После этого производится осыпка снег-стеклом.

Такие овощи, как морковь, свекла, лимон, окрашиваются сразу на веретене.

Фрукты: яблоки, груши, черешни после окраски снимаются с веретена и румянец наносится от руки.

Фигурки , намотанные на веретене, расписываются от руки - прямыми красками (лицо, детали одежды), клеевыми красками: гуашью, темперой или основными красителями, введенными в густой прозрачный клей (казеин, вишневый клей). В оформлении изделий для художника-раскрасочника - большое поле творческой деятельности.

© По материалам книги Ф.И.Овешковой, В.Г.Данилевского "Производство елочных украшений из ваты" - М., Всесоюзное кооперативное изд-во, 1950 г.

Комментарии
#1 | Елена 24 февраля 2015
Очень интересно! Но почему вы решили, что это елочные украшения? Обычные сувенирные фигурки. У них даже петельки нет...
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАШ ФОРУМ

- Norton1313 добавил сообщение в тему Елочная игрушка Колокольчик Германия

- Kosha добавил сообщение в тему Мир под крышкой старого чемодана

- ретро-2010 добавил сообщение в тему Мир под крышкой старого чемодана

- Norton1313 добавил сообщение в тему Елочная игрушка Колокольчик Германия

- Дейл добавил сообщение в тему Игрушки "малютки"

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть