КОНТАКТЫ:
ICQ 622 712 154

Продам елочные украшения СССР

 
Елка в детском саду

Елка 1935 года

28 декабря 1935 г. в «Правде» была опубликована статья т. Постышева о елке. 31 декабря по всему Союзу зажглись разноцветными огнями десятки тысяч елок. Это был блестящий новогодний подарок детям. Елка явилась внезапно. Ее никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни елочных украшений, ни елочных игрушек — их не производили. B школах, детсадах, клубах, в семьях заволновались. Педагоги, родители, дети, соорудили елку быстро и почти «из ничего».

Опыт этой елки, далеко не совершенный, обнаружил много любопытных фактов, курьезов, педагогических ошибок. Однако недостаток времени для подготовки к елке дал и свод положительные результаты.
Нами учтен опыт московских детских садов. Наблюдения и рассказы 200 педагогов показали, что елка, большей частью прошла просто, непосредственно и радостно. Нередко подготовка к празднику переутомляет и педагогов и детей. Праздник проходит по разученной и надоевшей программе. Свежести, живого праздничного подъема нет. Энергия растрачена.

Елка прошлого 1935 г. получилась экспромтом, но прошла неплохо. Были отдельные безинициативные педагоги. Они опасливо говорили: «как бы чего ни вышло», «погодите, дадут установки, тогда и будем устраивать». Они спрашивали: «как осмыслить елку», «как построить программу праздника?» Они спрашивали детей: «Дети, хотите, чтобы у вас была елка? Кто за елку?» « Дети.. хотите, чтобы мамы и папы были на елке?» Получались подчас курьезные ответы: «Зачем мамов и папов на елку? - ведь елка обломится». Многие дети не знали, что такое «елка». Дети говорили: «Елка в лесу?» Когда педагог объяснил, один ребенок сказал: «Первый раз слышу, чтобы на елке росли игрушки». «Зачем ее рубить?» Такие ненужные разговоры вносили путаницу в детский ум. Все это говорит о педагогах, которые никак не могут просто, без мудрствований подойти к детям и детской радости. После елки такие педагоги спрашивали: «как прорабатывать елку» и «не затмит ли елка другие праздники?» Хорошо, что таких педагогов оказалось немного.

Внезапное появление елки, стремительно проведенный праздник вызвал целый ряд вопросов:

1. О значении елки для наших ребят.
2. Нужно ли елку делать сюрпризом для детей, или дети должны знать о ней?
3. Можно ли детям самим украшать елку, и хорошо ли, когда дети сами делают игрушки на елку?
4. Как украшать елку?
5. Объединять ли разные возрасты детей на елке или делать отдельно елку для младших и старших?
6. Можно ли елку устраивать на воздухе (на дворе)?
7. Давать ли ряженых и каких, можно ли деда-мороза?
8.  Можно ли давать инсценировки, театр петрушек, детскую самодеятельность: песни, пляски, стихи, рассказ педагога, музыку, фейерверк, конфетти, серпантин?
9. Нужны ли подарки на елке и какие?
10. По окончании праздника убирать ли елку или оставлять. Могут ли дети разбирать елку, снимать украшения с нее?

Следует прежде всего обратить внимание педагога на тот факт, что невозможно и не нужно давать методические рецепты особенно по таким вопросам, как праздник елки. Елка — художественное произведение. В зависимости от возраста ребят, от обстановки, от количества детей могут быть различные формы и способы устройства праздника елки, чуткий педагог это поймет. Важно одно, чтобы детям было весело, празднично, чтобы они могли вдоволь налюбоваться, елкой, порадоваться, повеселиться. Однако, необходимо указать на ряд ошибок в проведении елки, которые имели место и мешали развернуться детской радости, возможно также указать некоторые общие принципы в проведении елки.

Весь стиль праздника елки легкий, красочный. Елка — это зимний новогодний праздник, для дошкольника — это абстрактные темы, и не нужно им растолковывать. Если из миллиона детей найдется такой ребенок, который спросит: «почему елка?», «зачем елка?» — можно ответить: «Все встречаем новый год, хотим, чтобы он был радостный» и т.п.

Массовость и обычность елки, любовь к ней детей делает ее традиционным детским праздником, и недоумения со стороны ребят ждать не приходится. Если и были кое-какие шероховатости в прошлогодней (1935 г.) елке, то только потому, что до этого елка на время выпала из детского быта. Стоит показать детям елку, они перестанут спрашивать «зачем елка».

О значении елки

Елка является чистейшим образцом сезонного праздника зимнего, новогоднего. Праздником красоты и радости для детей всех возрастов. Елка запоминается на всю жизнь. Сказочная, необычайная, она глубоко волнует ребенка, дает богатый материал для работы воображения, для полета фантазии, для развития художественного вкуса. Разве этого не достаточно? Кто чувствует елку, тому не нужно объяснять значение этого праздника.

Должна ли быть елка сюрпризом? На этот вопрос могут быть разные ответы и для разных возрастов детей и в различных обстоятельствах. Для детей дошкольного возраста нам кажется наиболее удачным, когда дети знают, что готовится елка. Пусть известно, что она будет нарядная и с игрушками: от этого нарастает интерес ожидания. Один педагог рассказывает: «Дети Подглядывали в замочную скважину и фантазировали: «Я вижу, я вижу, ой, что это такое? Большая елка и вся в игрушках» (оказалось, что елка стояла через комнату, и дети видеть ее не могли). Дети с напряженным интересом и радостными лицами вошли в зал и затихли пораженные зрелищем. Минуты 2-3 стояли молча, не спуская восторженных глаз с елки, потом все потянулись, рассматривали, стали раздаваться радостные возгласы: «Смотри, смотри зайчик!», «автомобиль», «а как светится, разными огоньками», звездочка, какая красивая!», «клоун смешной», «лошадка»...

В тех случаях, когда дети сами украшали елку, такого восторга не наблюдалось, терялась прелесть неожиданности, сюрприза. Они вспоминали, кто что повесил, они знали игрушки, видели их. Этим видоизменялось праздничное настроение, пропадала сила эффекта.

Были случаи, когда детям ни слова не говорили о елке.
Дети были в группе за обычными занятиями. Им велели стать в пары и повели в зал на елку. Дети буквально остолбенели и минут 10 не могли прийти в себя, а поэтому нам кажется, что такая чрезмерная неожиданность снижает легкость и радость детского настроения.

Для детей школьного возраста, для пионеров вполне целесообразно, когда они сами украшают елку небольшой группой ребят (более старших).. Дети этого возраста знакомы с елкой, они охотно будут украшать ее, постараются сделать ее красивее, внесут выдумку, инициативу. Это даст им радостное удовлетворение. Основная же масса ребят этого возраста приходит лишь на праздник.

Следует ли с детьми делать елочные украшения?

Со старшими дошкольниками и в школьном возрасте, конечно, стоит. Само по себе занятие это доступное, приятное, оно развивает художественный вкус. Дети всегда охотно делают эти украшения и рады их увидеть на елке. Важно лишь дать такие изделия и такой материал, чтобы эти простейшие украшения были достаточно изящными, нарядными и не портили вид елки при сочетании с покупными украшениями.

Как украшать елку?

Как будто задача несложная, а между тем мы имели случаи антихудожественного, нелепого украшения: на елку высоко, на самом видном месте развешивали коробки с настольными играми (на веревке), серые резиновые игрушки, голые целлулоидные куклы, кольца для салфеток и тому подобные «подарки» детям. Неужели их нельзя было положить под елку или где-либо отдельно? Основной принцип украшения - легкость, ажурность, блеск и свет. Цели декоративные здесь основные. Коробки настольных игр - не украшение. Украшения могут быть самой разнообразной тематики, они должны быть узнаваемы, но они должны блестеть, сверкать, гореть своей нарядностью, красочностью.

Золотые, серебряные, яркие, цветные могут быть и звери, и птицы, и кораблики, и автомобили, и парашюты, и аэропланы, и тысячи разнообразных предметов. Требование к их оформлению одно — ярче, красивее. Декоративный прием в оформлении елки является единственно целесообразным. Дети принимают эту декоративность, сказочность с восторгом.

Вспоминается один случай: ребенок 6 лет нарисовал золотую лошадь, педагог посмотрел и строго спросил: «Разве золотые лошади бывают?» Ребенок взволновался, тихонько сказал: «Красиво!» А на другой день прибежал раньше времени в детский сад и торжествующе заявил педагогу: «А золотые лошади бывают»,— и пояснил: «На елке! я елочную нарисовал». Педагог должен был признать, что ребенок прав.

С восстановлением елки вероятно много подобных детских трагедий и педагогических ошибок будет ликвидировано. Детскому декоративному творчеству и фантазии ребенка елка окажет большую услугу.

Совсем недавно один автор принес в Комитет по игрушке новый набор елочных украшений. Набор неплохой. В декоративном и световом оформлении дает близкие современные образы: стратостат, парашют, дирижабль, фабрика, Днепрогэс, военное судно, метро и т. д. Для ребенка будет приятно найти на елке эти новые предметы. Неверно в идее автора лишь то, что в методической записке к набору он противопоставляет свою тематику «старой» и предлагает дать елку с одной классововыдержанной тематикой. Неверно, что блестки, золотые звезды, звери, птицы и бесконечное количество предметов (елочных украшений) «старые образы». Это знакомые и занимательные для ребенка жизненные образы, декоративное оформление их нужно дать.

Елка требует богатства и разнообразия предметов (образов для оформления). Старым и чуждым ассортиментом являются религиозные образы (ангелы, изображение рождества христова). Этого на нашей елке дети не увидят. Но обычный, декоративный елочный ассортимент нужно сохранить.

Украшая елку, следует более крупные игрушки вешать ниже и в глубь ветвей, более мелкие и легкие вверх и по концам веток. Это создает легкость, ажурность.

Елка в детском саду

 

Объединять ли разные возрасты детей на елке?

Нужно знать количество ребят и помещение. Если детсад небольшой, на 40 - 50 детей, конечно, нужно детей объединить, если позволяет помещение. Скучна, буднична елка по группам, по классам. В небольшом количестве детей даже малыши 3-4 лет не затеряются. Если же детей много — 100 и более, то целесообразнее их разделить: для младших устроить елку в другое время; дети школьного возраста в школе, клубе могут быть объединены безболезненно, если позволяет помещение.

Можно ли елку устраивать на воздухе?

Такой опыт проводили некоторые московские детские сады. Елки прошли своеобразно и как будто не плохо. Елка стояла в снегу, ее осветили электричеством. Старшие дети помогали украшать. Все дети видели украшенную елку при дневном свете. Вечером пришел оркестр, зажгли елку, на столах разложили подарки. Дети были довольны, бегали, играли кругом елки, пробовали плясать, но в шубах это трудно удавалось. На другой день сняли украшения, елка осталась в снегу. Долгое время дети играли подле елки, навешивали на нее бумаженки.
Не исключена возможность (особенно для детей школьного возраста) устройства елки на воздухе даже у опушки леса, вокруг живой елки с зимними спортивными развлечениями, но все же устройство елки в помещении удобнее, проще и уютнее, особенно для малышей.

Могут ли быть на елке ряженые?!

Основные ошибки в дошкольных учреждениях на елке 1935/36 г. это перегрузка праздника и отвлечение ребят от елки другими зрелищами и развлечениями: большое количество ряженых, театр петрушки, инсценировки, выступления взрослых. Нам кажется, что нужно экономить детское внимание и не перевозбуждать ребят, не отвлекать от елки. Сама елка для дошкольников достаточно богатое зрелище, и, главным образом, вокруг елки надо развернуть, детский праздник, чтобы дети чувствовали себя свободно, радостно, легко. Театр петрушки, инсценировки, множество ряженых, обращение елки в маскарад нам кажется ненужным для этого возраста. Музыка, песни, пляски, интимный небольшой рассказ у елки, когда дети напляшутся, рассказ про зиму, сказка про зверей и т. п.— это вполне уместно.

Для детей школьного возраста «программа» елки может быть значительно усложнена. Вокруг елки может быть и детский маскарад, и инсценировки, и кукольный театр. Объем внимания и развитие детей вполне позволяют так строить программу елки. Однако следует обратить особое внимание на то, чтобы избежать перегрузки, которая всегда вносит хаос и перевозбуждает ребят. Не следует в один праздник включать всевозможные виды развлечений и зрелищ.

Если для дошкольника елка - центр внимания, то для детей школьного возраста елка -красивая обстановка, и этого недостаточно, нужна еще какая-то занимательная деятельность. В школьном возрасте ряжеными могут быть все участники праздника (маскарад). В дошкольном возрасте это лишнее, ненужное, громоздкое наполнение праздника.

Учитывая опыт, мы рекомендовали бы в начале елки никаких ряженых не вводить, дав возможность ребятам рассмотреть елку. Когда же они елку рассмотрят, повеселятся, потанцуют кругом елки, попоют, поиграют, к моменту раздачи подарков или для организации игры можно ввести одного-двух ряженых.

В одном саду несколько старших ребятишек из первого класса школы оделись зайчатами и организовали игры с детьми. Они вызвали общий восторг. Потом зайчата сели под елочкой и стали раздавать подарки детям, вынимая их из-под елки с шутками, с прибаутками, весело выкликая детей. Интересно прошло ряжение в деда-мороза, но дети не знали ранее этого образа, приняли его за дедушку из колхоза. «Колхозный дедушка, мы его знаем» - заявили ребята.

В этом году сказочный образ деда-мороза будет воспринят, вероятно, несколько иначе.
Во всяком случае, и малыши и старшие радостно встретили его и очень обрадовались подаркам.

Оригинальная выдумка — снежная баба с санями и игрушками. Она эффектно въехала и заговорила: «Ребята, ребята, а меня-то забыли позвать, стою на дворе и слушаю, что это там в детском саду?» Ребята ее встретили с большим восторгом. Потом подбегали к окну, убеждались, что там снежная баба стоит, смеялись, узнав руководительницу.

Были и неудачные персонажи: медведь белый, медведь бурый. Дети их испугались, малыши плакали и даже, когда руководительница сняла маску, никак не хотели к ней подойти. Старшие подходили, но той радости и веселья, которую вызвали зайчата, дед-мороз, снежная баба, не было. С отбором ряженых персонажей для дошкольника нужно быть осторожным.

Неудачными в программе дошкольной елки оказались конфетти и серпантин. Это отвлекло ребят. «Ой, запутался!» — недовольно говорили дети. Конфетти стали собирать с полу и сыпать на голову вместе с пылыо. Конфетти доставило больше огорчения, чем радости - отвлекло от елки и причинило педагогам много хлопот. Запрещение собирать с полу снизило настроение. Конфетти и серпантин нам кажется более уместными для подростков и взрослых. Для школьников начальной школы вряд ли это нужно. Фейерверк уместен на елке в Парке культуры, при елках на открытом воздухе. Бенгальские же безвредные огоньки (звезды) очень желательны и в помещении.

Основным содержанием елки должна быть детская самодеятельность - музыка, пляска, пение, игры.

В некоторых московских детских садах были случаи сухого казенного проведения елки. Один музыкальный руководитель поставил детей «в линеечку» и в строгом порядке вел их на елку. Кругом елки, на большом от нее расстоянии, расставил стулья «по линеечке» и водил детей за стульями, не дав свободно и близко подойти к елке, затем усадил их на стулья и сам стал им петь. Потом вышли руководительницы в костюмах паяцов и попрыгали. Детям самим повеселиться не дали, опять поставили в линеечку по группам, раздали подарки — и дети разошлись домой. Праздник, втиснутый в казенные, формальные рамки, потерял все свои краски, все свое оживление: дети не могли свободно подойти к елке, их не пустили, им не дали рассмотреть елку и отвлекали их внимание пением музыкального руководителя и клоунадой педагогов; детей заставили быть пассивными. Это грубейшая ошибка.

Вообще каждый раз, как педагоги старались с первого же момента действовать «организованно» и усиленно диктовать детям что и как им надо сделать — праздник неизменно превращался в скучное занятие. Были даже такие педагоги, которые перед елкой читали детям вступительную нотацию: «Ведите себя хорошо, не шумите, идите парами, кто будет шуметь - выведу, и он на елке не будет». Не нужно выстраивать «парами», не нужно портить детям настроение, не нужно высказывать недоверие. Красота елки, радость детей и их свободное общение с елкой, такт педагога и помощь в организации игр, плясок, музыки — обеспечат и нужную дисциплину и, главное, полноценную радость праздника.

Нужны ли подарки детям на елке и какие?

Елка без подарков становится наполовину беднее. Однако все же педагоги упорно ставят этот вопрос и спрашивают: «Можно ли дать подарки групповые, а не индивидуальные? Можно ли раздавать украшения с елки, нужны ли мешочки со сладостями, как лучше организовать раздачу подарков?»

Против подарка группового возражать не приходится, но он не заменяет подарка индивидуального. Игрушка, которую ребенок может унести к себе домой, - его личная игрушка.
Это самое желанное и радостное для переживаний ребенка. Конечно, если школа или детсад не может подарить игрушку, необходимо хотя бы дать мешочки со сладостями. Красиво оформленный мешочек необычен и радостен для ребенка. Этим при всех обстоятельствах можно и нужно порадовать детей. Подарки в виде игрушек крайне желательны. Предприятия, производства и родители не откажут в этом детям. В одном детсаду педагог заранее, незаметно для ребят, узнал, кто о какой игрушке мечтает, записал и постарался приобрести игрушки именные. При раздаче был большой эффект, дети были крайне обрадованы потом спрашивали: «Как вы догадались? Это самая хорошая игрушка, я ее очень хотел».

Но не нужно открыто у ребят спрашивать и обещать купить. Подарок должен быть радостным сюрпризом, иначе дети будут ждать игрушек, как должного, капризничать, если не удалось найти игрушку «по заказу».

Раздачу игрушек непременно надо хорошо обставить. Ряженые (дед-мороз, снежная баба, зайчата) - хорошие персонажи для раздачи игрушек. Для дошкольников хорошо, если сидит в автомобиле (большом педальном) игрушечный плюшевый мишка и «везет» кучу игрушек или если игрушечная лошадь большая, запряженная в сани, въезжает с игрушками. Получить подарок из рук мишки, зайки, деда-мороза и другого ряженого интереснее, чем обычное «тетя дала».

Дети с восторгом бежали, показывали игрушки родителям или детям и говорили: «мне мишенька дал». Это необычайно, и запоминается надолго.

Нужно ли снимать с елки игрушки-украшения и давать детям? Нам кажется, что и это вполне возможно, но следует это предвидеть и, сняв подарки, не оставлять елку в жалком виде, без украшений. Раздать можно особенно красивые шоколадки, пряники, мандарины и прочие съедобные украшения. Получать их с веточки, с елки особенно приятно. Дети часто долго их хранят, не едят - «они с елочки». Украшения декоративного типа раздавать не стоит. С ними делать нечего, играть неинтересно, это уж слишком условные игрушки, лучше их спрятать до будущей елки.

В тех случаях, когда не удалось порадовать детей подарками-игрушками, хоть часть украшений, наиболее игровых, следует снять и отдать детям. Уйти без подарка с елки ребенок не должен.

Когда убирать елку?

По окончании елки убрать ли ее или оставить? Дети ли должны разбирать елку? Это зависит от условий и от возраста детей. Опыт детских садов показал, что лучше всего на день, на два оставить елку в вале. Детям хочется несколько продлить радость, взглянуть на елку еще разок. Бывали случаи, когда после елки дети просили педагога позволить им переночевать в детском саду или на другой день раньше времени прибегали в сад «посмотреть на елочку». Одна руководительница рассказывает: «Иду но лестнице, снизу вверх бежит малыш 4 лет. «Ты откуда?» - спрашиваю.— «Она там стоит, такая высокая, высокая!» Это он украдкой сбегал в зал посмотреть елку».

Масса интересных разговоров, вопросов, игр вокруг елки. И если есть возможность, нужно елку на день-два оставить, затем убрать. Слишком длительная задержка стирает яркость праздника, елка теряет вид, начинает осыпаться, становится жалкой.

Хорошо, если, сняв игрушки, елку можно вынести во двор, поставить в снег, она еще ряд дней постоит свежей и даст возможность ребятам во дворе поиграть вокруг елки, но уже в ее естественном виде (без украшений). Не следует на глазах ребят уничтожать елку, рубить, но ничего страшного нет в том, если ребята узнают, что елка засохла, осыпалась, и ее сожгли. Сентименталъностей и сюсюканья нужно избегать.

Нужно ли разбирать елку с детьми, или это должны сделать педагоги? Опыт показал, что старшие ребята детсада с большой охотой и бережностью помогали педагогу разобрать елку н уложить украшения «до будущего года». Долго рассматривали, любовались, аккуратно снимали и складывали. Заботливо находили место, куда спрятать украшения получше. Процесс такой работы их увлек. А если кто говорил «жалко», то находились другие ребята, которые отвечали: «все равно засохнет, лучше вынести на двор, она в снегу еще постоит».

В нескольких детсадах по окончании праздника педагоги постарались «проработать» елку. На следующий день после елки во всех группах, как по заказу, оказались небольшие елочки, чтобы дети их «обыграли». Зачем такое навязывание? Педагог думает за ребенка и слишком злоупотребляет так называемой «стимулированной игрой». Не лучше ли было бы оставить детей в покое? После такого яркого впечатления, какое дает елка, дети, по крайней мере, несколько дней внутренне ее переживают, и не всегда сейчас же ребенок может выразить эти чувства в игре, рисунке или в рассказе. Педагог же спешит, не дает ребенку одуматься и предлагает вырезать из бумаги елку, играть в елку, нарисовать елку. Это приводит к шаблону и фальши, к привычке выплескивать наружу еще не сформировавшиеся мысли и чувства.

И без особых стараний педагога елка будет длительно и ярко отражена в детском творчестве.

Совершенно достаточно елку вынести на двор в снег, иметь там 1-2 совсем маленькие елочки. Если у детей, естественно, развернется игра в елку, педагог может разрешить взять со двора в игровой уголок маленькую елочку или веточку. Когда понадобится, дети разыщут ветку, из дому притащат, и это будет гораздо ценнее, чем навязанное «проигрывание» елки.

Елка - большое, значительное событие для детей. Елка не только внесла огромную радость в детскую жизнь, но она порадовала и многому научила педагога, научила его более чутко относиться к незамысловатой, но имеющей огромное воспитательное значение детской радости.

Елка помогает педагогу понять и оценить потребности ребенка к красоте, к необычайности и сказочности материала. Елка научит педагога более ярко, красочно, более инициативно и творчески оформлять наши революционные праздники и более празднично строить «программу» праздника.

Елка в детском саду

 

© Ёлка. Сборник статей о проведении ёлки. Под ред. Е.А.Флериной и С.С.Базыкина. Учпедгиз - Москва, 1936 г.

 

Комментарии
#1 | Sergiomug 15 мая 2017
прогон хрумером логин скайпа kai230361
Добавить комментарий
Имя:
Email:

Проверочный код:


Введите проверочный код:

 

Поиск по сайту
НАШ ФОРУМ

- ильич551 добавил сообщение в тему Деды Морозы в СССР

- ретро-2010 добавил сообщение в тему Деды Морозы в СССР

- ильич551 добавил сообщение в тему Деды Морозы в СССР

- xmas добавил сообщение в тему Деды Морозы в СССР

- ильич551 добавил сообщение в тему Деды Морозы в СССР

НАША ФОТОГАЛЕРЕЯ


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть


смотреть